Москву просят понять и простить дикую Турцию. Об Израиле — ни слова
Судя по всему, ликвидация турками российского самолета в сирийском небе была самодеятельностью Анкары. Самодеятельностью, за которую надо наказывать.
Спустя продолжительное время после инцидента, под вечер 24 ноября с заявлением наконец-то выступил сам его виновник — президент Турции Реджеп Эрдоган. Как и ожидалось, он не использовал последнюю возможность погасить кризис, извинившись за произошедшее, и вместо этого поддержал действия своих вооруженных сил. «Мы не хотели этой ситуации, но все должны уважать право Турции на защиту своих границ. Неопознанный военный самолет вторгся в наше воздушное пространство, в течение пяти минут ему было сделано десять предупреждений, но нарушение продолжилось. Строго в рамках принятых и объявленных нами ранее правил реагирования на угрозы по отношению к нему было предпринято вмешательство», — пояснил президент.
Однако с куда большим интересом эксперты ждали итогов заседания экстренной встречи постпредов стран-членов НАТО. Дело в том, что помимо существовала одна, самая неприятная для России версия случившегося. Согласно ей, Турция действовала с подачи американцев, желающих устроить провокацию против России, радикализовать позицию Москвы в сирийском конфликте, и сорвать российско-европейское сближение в вопросе проведения совместной операции. Версия изначально достаточно спорная, поскольку Турция — не Грузия и не Украина, а региональная держава с большими амбициями, не склонная совершать политическое самоубийство по приказу межатлантического обкома. Но тем не менее, она имела право на существование, и ее доказательством могли бы стать формулировки итогового заявления постпредов. Эти формулировки версию не подтвердили.
Да, формально члены НАТО полностью встали на сторону своего союзника по блоку, заявив о защите Анкарой своего суверенитета. Их даже не смутил тот факт, что несколько лет назад, когда при похожих обстоятельствах сирийцы сбили залетевший на их территорию турецкий самолет, Анкара говорила о том, что за краткосрочное пересечение границы сбивать нельзя, а НАТО осудил как раз Сирию за ее агрессивный акт. Американцы пошли еще дальше, оправдав не только турецкие действия, но и расстрел боевиками российского летчика, спускавшегося на парашюте. «Если туркменские силы (действующие в регионе и ассоциирующиеся с Ан-Нусрой и Турцией – ред.) были атакованы российскими авиаударами, они имели право защищать себя», — заявил на брифинге официальный представитель Госдепартамента США Марк Тонер. К сожалению, никто из присутствующих журналистов не спросил американского чиновника, являлось ли самозащитой изнасилование и убийство американского посла Стивенса в Ливии местными, выражаясь языком Госдепа, «борцами за свободу». Возможно, еще спросят.
В то же время Москва постепенно и вдумчиво начинает формулировать ответ на враждебные турецкие действия. Прежде всего экономический — Турцию, по всей видимости, лишат российских туристов. Так, МИД и Ростуризм порекомендовали воздержаться от поездок в эту страну, после чего ряд туроператоров немедленно прекратили продажи и, по заявлению чиновников, обязаны вернуть стоимость купленных туров тем, кто захочет воспользоваться рекомендацией российских ведомств. Да, сейчас зима, и туров не так много, поэтому у российских фирм есть несколько месяцев для того, чтобы разработать альтернативные маршруты для российских путешественников. Турецкие же отельеры замену российским туристам вряд ли найдут.
Помимо экономического ответа обязательно должен последовать военный. Безусловно, ни о каком ударе «Калибрами» по турецкой базе, откуда взлетел заваливший Сушку F-16, не может быть и речи — в этом случае могут быть задействованы соответственные пункты устава НАТО. Нужно просто ликвидировать любую турецкую технику и военнослужащих, которые пересекают сирийскую границу. Возможностей для такого варианта будет достаточно — ни для кого не секрет, что Турция регулярно нарушает границу Сирии, проводя операции против местных курдов. И в итоге Эрдоган окажется перед непростым выбором — либо получать сбитые самолеты и сожженную бронетехнику, либо прекратить операции против сирийских курдов и тем самым согласиться на то, что эта территория будет спокойным тылом для курдов турецких. При этом Россия может принять дополнительные решения в курдском вопросе — например, напрямую поддержать турецких курдов дипломатически и поставками оружия. По всей видимости, решение о возможности такого шага будет приниматься после того, как Россия определится с будущим Турции на своей внешнеполитической шахматной доске.