Важно сделать правильный и осознанный выбор
На днях работники следственных изоляторов и тюрем отметили свой профессиональный праздник. Эта дата появилась в календаре относительно недавно – в 2006 году. В 1963-м коллегией Министерства охраны общественного порядка РСФСР было принято решение о создании следственных изоляторов (СИЗО), как нового вида учреждений уголовно-исполнительной системы. Ранее на время следствия и суда заключённых отправляли в тюрьмы, где отбывали уголовное наказание осуждённые.
Кроме того, что работа в системе ФСИН считается сложной и ответственной, она ещё и довольно специфичная, требующая твёрдости характера и высокой стрессоустойчивости.
О том, как строится работа, тонкостях профессии нам рассказал начальник следственного изолятора № 1 УФСИН России по КБР, подполковник внутренней службы Исса Газаев.
- Следственный изолятор – особая среда, где нужно находить общий язык с разными людьми, которые в виду различных обстоятельств оказались в стенах СИЗО. Представьте, какой психологический стресс испытывает человек, который впервые попал в следственный изолятор: его одолевают страх, тревога, неизвестность. Наша задача – помогать им, в том числе посредством воспитательной и психологической работы.
--Особенно сложно работать с зависимыми от наркотических средств и алкоголя гражданами. В большинстве случаев именно они повторно совершают преступления, - говорит наш собеседник.
В следственном изоляторе № 1 УФСИН России по КБР содержатся не только мужчины, но также и женщины, и несовершеннолетние. В редких случаях встречаются подозреваемые женщины с новорождёнными детьми. Требования к их содержанию утверждены законом. Подростки учатся по школьной программе, для них устраивают культурно-досуговые и спортивные мероприятия, проводят профилактические беседы, направленные на формирование правопослушного поведения и нравственное воспитание. Для матерей выделяется специально оборудованная камера. И. Газаев подчеркнул, что проверка условий содержания несовершеннолетних и женщин с малолетними и новорождёнными детьми находится в компетенции уполномоченного по правам ребёнка в КБР.
Касаясь вопроса гуманизации системы исполнения наказания, т.е. применения альтернативных методов, не связанных с изоляцией от общества (ограничение свободы, принудительные работы), Исса Исхакович отмечает, что наказание в первую очередь должно быть справедливым.
- Любые меры должны быть взвешенными и соответствовать тяжести преступления, - поясняет он. - Введение альтернативных видов наказаний, не связанных с изоляцией, даёт возможность людям исправляться на свободе, не теряя связи с семьёй. В целом, изменения системы на законодательном уровне говорят о том, что курс на гуманизацию уже доказал эффективность. Кроме того, здесь речь идёт и о снижении рецидива.
В продолжение беседы, подполковник рассказал о реализуемой в ФСИН ведомственной программе цифровой трансформации. В следственном изоляторе № 1 используют системы видеонаблюдения и пропуска, оборудованы места для проверки посылок передач и бандеролей. Режимная территория находится под круглосуточным присмотром как сотрудников, так и технологических средств автоматизации. Всё это, по словам Иссы Газаева, помогает поддерживать безопасность и минимизировать попытки нарушений.
Говоря о взаимодействии с родственниками задержанных, Газаев подчеркнул, что у каждого есть возможность оставлять запросы и получать информацию об условиях нахождения их близких в СИЗО.
- Еженедельно проводится личный приём, информация об этом размещена на официальном сайте УФСИН России по КБР в разделе «подведомственные подразделения», - говорит начальник следственного изолятора. - Кроме того, подозреваемые, обвиняемые и осуждённые могут сами обращаться к нам с жалобами и предложениями. Без реакции заявления и запросы не оставляем.
На вопрос о том, что помогает не падать духом, работая в этом непростом месте, Исса Исхакович говорит, что на нём лежит большая ответственность.
- Я слукавлю, если скажу, что всё легко и просто, - признаётся подполковник. - Вы же сами понимаете, что исполнять наказание, приводить закон в действие – дело не из лёгких. Но в свое время я сделал осознанный выбор, поступив на службу в УИС, дал присягу, а значит, обязан быть ей верным.