Не испорченный сытостью
О том, как сильно отличается зритель в глубинке от того, что живет в центре Новосибирска, обозреватель «Советской Сибири» узнал от директора Молодежного драматического театра «На окраине» Александра Кобеца.
На Чехова — за 400 километров от Новосибирска
О том, как сильно отличается зритель в глубинке от того, что живет в центре Новосибирска, обозреватель «Советской Сибири» узнал от директора Молодежного драматического театра «На окраине» Александра Кобеца.
Театр «На окраине» появился в Карасуке в 1995 году как самодеятельный коллектив. Уже через два года получил звание народного, в 2005-м стал муниципальным профессиональным театром. А год назад, 25 декабря, губернатор Андрей Травников подписал распоряжение о передаче его в государственную собственность.
Нищий театр в старом доме
Александр Кобец говорит, что приезжающие в Карасук люди часто по-настоящему удивляются. Оказывается, здесь, за четыреста километров от Новосибирска, есть самый настоящий театр. И называется он так совсем не потому, что, как у нас в последнее время нередко бывает, кому-то захотелось так назваться, а потому, что зрителю сюда действительно хочется приходить плакать, смеяться и общаться.
— Этот театр живет и развивается вдали от мегаполиса, — рассказывает директор театра. — И дело в том, что он не испорчен сытостью. Он всегда был нищим. И реализовывал свои творческие потребности через артиста, через какие-то два стула, тряпочки… Поэтому дети, которые воспитывались у меня как у педагога, выросли на искренних чувствах, передаче своих ощущений миру, энергетики — по-честному. Это не потому, что большие театры — плохие. А потому, что определенные условия жизни создают определенное видение человека в мире. И в небольшом городе Карасуке иначе складываются ощущения, чем в мегаполисе, где все-таки есть академические театры, филармония, большие артисты. Зрители восторгаются их талантом и техникой. А у нас в театр приходят, потому что нужно пообщаться по-человечески. У нас очень домашняя обстановка, маленький зал на сто мест. Все друг друга знают. И очередная премьера — это в первую очередь повод прийти и пообщаться в театре.
Цены на билеты здесь, можно сказать, копеечные: на детский спектакль — 200 рублей, на вечерний — 300. Но зал обычно полон, на те же спектакли по Чехову всегда есть зрители.
— Лет восемь подряд у нас ни разу еще не бывало, что не продали билеты, — говорит Александр Кобец. — Правда, можем отменить спектакль из-за мороза — здание у нас старое, ветхое, бывает холодно. Но вот из-за отсутствия зрителя спектакли ни разу не отменялись.
О способах выживания
Конечно, в театре «На окраине» ставят классику — вероятно, потому что Чехов, Достоевский и Шукшин пользуются постоянным спросом у публики. Для детей в афише есть и пушкинская «Золотая рыбка», и даже «Сказка о попе и работнике его Балде». Но все же в репертуаре преобладают пьесы современных авторов.
— Они более конъюнктурные, нам же тоже хочется зарабатывать, — объясняет директор. — Что касается детских постановок, мы всегда хотим, чтобы ребенок вынес из спектакля, что в мире побеждает только добро.
— В последнее время стали говорить о том, что зритель развращен, невоспитан…
— Может быть, такие зрители встречаются в мегаполисе, где все-таки больше публики, — говорит Александр Кобец. — И сегодня на интересе к театру отрицательно сказывается влияние Интернета и телевидения. Но зритель со временем все же воспитывается. Например, у нас городок небольшой, и мы очень долго пробивались к зрителю, приучали, как вести себя в театре. Зато теперь в Карасуке вообще не возникает такого вопроса. Вот в других районах — случается. Но если в ребенке воспитывать интерес к театру, потом, когда он вырастет, из него получится хороший, вдумчивый зритель.
— Известно, кстати, что женщины — основная аудитория любого театра. Почему же мужчины часто его игнорируют?
— Мне кажется, это потому, что мужчины менее чувствительные. Они отдыхают иначе, для них лучше полежать на диване у телевизора, посмотреть футбол или просто сериал с банкой пенного. Хотя бывают и такие, которые даже плачут на спектаклях. Но интерес к театру зависит еще и от образованности, и от воспитания.
— Сейчас в некоторых театрах начали задумываться, а не разрешить ли во время представления зрителю манипулировать телефоном? Делать селфи. Как вы к этому относитесь?
— Категорически отрицательно. Это просто неуважение к артисту.
— А почему, как вы думаете, некоторые театры все же планируют это разрешить?
— Наверное, просто ищут способы выживания. Без государственной поддержки выжить сейчас невозможно. Либо придется раздеваться ниже пояса. А мы раздеваться не собираемся.
ДОСЬЕ
Александр КОБЕЦ, основатель и директор театра «На окраине», лауреат международной энциклопедии «Лучшие люди», почетный работник культуры Новосибирской области. Награжден почетной грамотой и знаком Президента РФ за достижения в области культуры и искусства.