18 исчезнувших сел Ордынского района – хроника затопления
В 2020 году исполняется 95 лет Ордынскому району и 63 года с начала строительства Новосибирской ГЭС. В результате затопления под воду ушло 18 населенных пунктов, жители массово переселялись на новые места. Снимков исчезнувших сел не сохранилось. Память о них увековечена на «Аллее незабытых деревень» в Ордынском.
Перекрытие Оби состоялось 4 ноября 1956 года. Непосредственный участник этого события профессор Игорь Бутягин выдвигал свой прогноз – напор воды распространится на
Затопление началось весной 1957 года. В апреле сообщили об изменениях на подвергаемых затоплению территориях. Все работы по переселению из зон затопления предстояло выполнить к октябрю текущего года. Для этих целей выделили 40 миллионов рублей. Переселенцев освободили от налогов на три года. В сравнительных ведомостях насчитывалось 18 населенных пунктов Ордынского района, которым предстояло исчезнуть с карты. Сегодня память о затопленных селах увековечена на «Аллее незабытых деревень» в Ордынском.
Возможные зоны затопления строители помечали на картах красной стрелкой, направленной вниз.
«Многие люди, чьи усадьбы попали в зону затопления, не верили, что в будущем вода поднимется настолько, что все окажется затоплено. В Ордынском, на улице Красноармейской я видел, что треть усадеб уже снесена. Колхозники переселились на Маргазу и в Чернаково, а рабочие и служащие переехали в новый центр села», – делился своими наблюдениями Михаил Сибирцев.
Массовое переселение
Официальная дата начала переселения – 1 июня 1953 года. С местом строительства нового райцентра и его будущим планом определились позже, к маю следующего года. Массовое переселение ордынцев на новые места произошло уже в 1956-м.
Более половины ордынцев тогда значительно улучшили свои жилищные условия, построив новые дома. Лес раздавался бесплатно и практически без ограничений: зону затопления требовалось срочно очистить от деревьев. В моду стали входить крыши из шифера и железа, которые раньше практически не использовались.
Аллея незабытых деревень в Ордынском. Фото предоставлено Музеем Ордынского района
Обо всех процессах ежемесячно осведомляла районная газета. Вот что она сообщает: «В новом Ордынском насчитывается уже 60 улиц и переулков, тогда как в старом их было всего 19». А в январе 1957-го улиц было уже 115! В мае объявили, что к концу месяца вода в Обском водохранилище поднимется на
Активная застройка
По воспоминаниям жителей Старого Шарапа, переселение и строительные работы в селах проводились активно. В Ордынском началось строительство нового районного Дома культуры, открыли Дом пионеров, выделили участки для строительства районной больницы и детской музыкальной школы.
5 ноября строящаяся плотина ГЭС соединила берега Оби. Несмотря на многие улучшения в районе, в декабре председатель Ордынского райисполкома Михаил Голубенко подверг обустройство района критике, подчеркнув, что многое не убрано, а электричество в райцентре совершенно отсутствует.
В январе следующего года линию электропередачи провели до Верх-Ирмени. Надеялись, что к концу года высоковольтная линия дойдет и до райцентра, который по-прежнему сидел на скудном «энергопайке». Не дождавшись промышленного тока от Новосибирской ГЭС, ордынцы ввели в эксплуатацию собственную электростанцию, которая работала на дизеле.
Городок на останках Атлантиды
1960 год стал знаменательным годом в истории Ордынского района. 31 декабря Ордынское наконец-то подключилось к электролинии от Новосибирской ГЭС. Тогда и началась активная жизнь в селе.
Первое письменное упоминание об Ордынске относится к 1721 году. Фото из архива VN.ru
Люди, которые сходили с теплохода и посещали Ордынское, удивлялись – назвать его селом было трудно. Ордынское больше напоминало маленький городок, в котором имелись промышленные предприятия, парки и Дома культуры, озелененные и освещенные улочки.
«Но от чего же так щемит сердце, когда поздней осенью плывешь на пароме через Обь, сознавая, что где-то внизу, под хмурой стальной водой, на дне, лежат остатки затонувшей ордынской Атлантиды – фундаменты изб и общественных зданий, обломки утвари и посуды, ржавые топоры и плуги? – с грустью замечает Олег Лыков в своей книге «Звезда над Обью». – И что уже никто и никогда не пройдет под скрывшимися под толщей речных песков дорогами, по которым веками ходили наши прадеды, отцы и матери».
Читайте также: «Могилы затопленного Бердска поднимаются содна Обского моря».