Посади свинью за стол!
С 6 августа в России еду из-за границы будут сжигать, закапывать и уничтожать другими доступными способамиПОСЛЕДНИЕ пару недель умы российских обывателей будоражит одно волнующее событие: уничтожение импортных продуктов, попадающих под ответные санкции Европы и США. Еще бы, задели самое больное. На фоне того, что люди в кризисное и не только время затягивают пояса, делают новые дырки в ремнях, да и вообще привыкают к аскетизму, сжигание хорошей еды выглядит как минимум бесчеловечно. Уничтожать неугодные государству продукты будут, кстати, не только огнем, но и «всеми возможными способами». Правда, какими, толком еще не придумали, зато решили, что все это будет сниматься на камеру. Словом, будет зрелищно.
Сотрудники «Новой Сибири» тут в стороне остаться просто не могли и придумали один из возможных способов уничтожения санкционной еды. Ее можно ведь не только сжигать или закапывать в землю, но и скармливать скоту. И от такого уничтожения польза вполне себе двойная. Во-первых, для сельского хозяйства полезно (вы только представьте, какие могут вырасти свиньи-красавцы на польских яблоках!). А во-вторых, им, заморским супостатам, обидно очень будет, что их заморскую еду не в чистых светлых супермаркетах продают и в ресторанах подают, а скармливают свиньям и коровам.
Напомним, что 29 июня президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому все товары на территории нашей страны, которые попадают под продуктовое эмбарго, должны быть уничтожены. Ликвидацией запрещенной еды будут заниматься сотрудники Россельхознадзора, Роспотребнадзора и таможни. Уничтожаться товары будут не только на границе, но и на складах, и в магазинах.
Указ президента вступает в силу 6 августа, но продукты уже начали ликвидировать. В Самаре, например, на днях уничтожили 114 тонн свинины из Евросоюза. В Новосибирске тоже уже готовят полигоны для сжигания товаров. С августа 2014 года в городе было изъято шесть партий запрещенной продукции общим весом порядка 43 тонн. В их числе польские яблоки, миндаль из США, груши из Бельгии и сыр из стран Евросоюза. Как сообщили в пресс-службе Россельхознадзора, пока неизвестно, каким способом будут уничтожаться товары, потому что специальных печей для этих целей нет. Финансирования для них тоже нет.
Между тем неравнодушные россияне реагируют не только на словах. В интернете появилась петиция за отмену уничтожения санкционных продуктов. Подписи поставили уже более 160 тысяч человек. Идею документа можно сформулировать одним тезисом: «Если товар можно съесть, зачем его уничтожать?» Авторы аргументируют свою позицию тем, что уничтожение продукции требует дополнительных расходов из бюджета, в то время как благотворительные организации могли бы заниматься этим безвозмездно.
А вообще, для России стало типичным тратить средства на цели, которые эти средства не оправдывают. Лишь бы было зрелищно. В мае страна с грохотом отпраздновала семидесятилетие Победы в Великой Отечественной войне. Тогда вспоминали зверства нацистов, подвиги советских воинов, блокаду и голод. А сейчас тонны продуктов, которые могли бы накормить нуждающихся, будут утилизированы, словно мусор. С развитием конфликта на Украине страна стала оказывать гуманитарную помощь Донбассу.
У нас в Новосибирске проходило множество акций помощи беженцам: сочувствующие люди отдавали вещи, продукты, деньги, чтобы помочь нуждающимся, а сейчас продо- вольствие, которое могло бы пойти на эти цели, вульгарно уничтожается.
СТОИТ ЛИ говорить о том, что многие российские семьи почти не видят у себя на столе свинину, которую сожгли в Самаре, да и другие продукты тоже.
«Ситуация с санкциями, с теми и с другими, продемонстрировала категорическую слабость нашей пищевой промышленности и сельского хозяйства, когда выяснилось, в какой степени мы зависим от импортной продукции и насколько мы уязвимы для давления, — поделился мыслями член фракции КПРФ в Законодательном собрании Новосибирской области Андрей Жирнов. — Часто, чтобы завоевать страну, не нужно вводить войска, а достаточно заставить людей голодать. Кстати, февральская революция началась с перебоев поставок мяса в Петроград. На мой взгляд, все это не очень умная и правильная демонстрация. Понятно, что нужно поддерживать отечественных производителей, но в данном случае не думаю, что наши крестьяне вздохнут спокойно. Это, скорее, внешний пиар. Правильнее было бы использовать эти товары в детских садах, детских домах и других учреждениях, если товары качественные. А вот интересно: наши министры и депутаты правящих партий, они во всем себе будут отказывать? Может, предложим запрет на ввоз дорогого алкоголя, а то наша элита пристрастилась к нему».
С другой стороны, нелегальная продукция, пересекающая границу, не может быть гарантированно безопасной. Об этом говорит депутат Совета депутатов Новосибирска Игорь Салов: «Конечно, сразу хочется сказать, что санкционные продукты нужно отправить нуждающимся. Эта мысль не оригинальна. Но есть определенные правила и процедуры. Опираясь на свой опыт работы в органах власти, я могу сказать, что не всем желаниям, пусть хорошим и благородным, суждено сбыться. Дело в том, что продукты, которые пересекают границы Российской Федерации нелегально, не проверяются на качество. И логика такова, что такие продукты сразу же должны уничтожаться. Но это моя интерпретация. Другой вопрос, почему нигде в открытых источниках не объясняется, почему санкционная продукция должна обязательно уничтожаться. Может быть, надо было предусмотреть какие-то другие правила. Например, запрет торговли, но с возможностью изымания товаров для каких-то государственных нужд. В том числе и оказания социальной поддержки. Может быть, если бы они объяснили логику таких радикальных решений, мы бы отнеслись к этому с пониманием».
В заключение хочется вспомнить известный фразеологизм «хлеба и зрелищ». Публика действительно всегда требует и того, и другого. За последние годы зрелищ у нас было много, и, похоже, больше придумать нечего. Поэтому зрелище делают из хлеба. Но хлеб, в понимании еды, для русского человека всегда был сродни святыне, поэтому россиянам так сложно стерпеть такое пренебрежительное к нему отношение. Особенно когда целью действия является не результат, а демонстрация.