Мозаика смерти: почему детские сады становятся опасными для детей?
Редко выпадает день, когда в хронике происшествий нет сообщений о несчастных случаях с детьми. Случается, малыши гибнут и получают травмы в детских садах.
В детском саду села Чарышское Алтайского края пятилетний мальчик проглотил пластмассовую деталь мозаики. Никто из сотрудников в этот момент за ним не приглядывал. Спасти ребёнка не удалось — он умер от асфиксии. Следственным комитетом РФ по Алтайскому краю возбуждено уголовное дело об оказании услуг, не соответствующих требованиям безопасности. Данная статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет.
Вопросы без ответов
Первый вопрос, который возникает после прочтения сообщения о гибели мальчика в алтайском детском саду: как мозаика попала к пятилетним детям — ведь на упаковках таких игрушек, как правило, стоит возрастное ограничение 6+ и под восклицательным знаком написано «опасность проглатывания мелких деталей»! И уже второй вопрос: где были педагоги в момент трагедии?
«Это — вопросы без ответов, составляющие системную проблему. В одном ряду с ней: проблема безопасности на дорогах — штрафы заоблачные, полицейские на каждом углу, а нарушителей ПДД меньше не становится; проблема коррупции — показательные порки производятся регулярно, а мздоимцы никак не переводятся, — комментирует Евгений Митрофанов, правозащитник. — В сфере дошкольного образования существуют достаточно чётко прописанные требования и к игрушкам, и к детским площадкам, и к уровню профподготовки сотрудников. Кто виноват, что какая-то тётка подсунула детям игрушку, которая не подходит им по возрасту? Тот, кто принял её на работу. А почему её приняли на работу? Потому что выбирать особо не из кого — зарплата воспитателя не дотягивает даже до десяти тысяч рублей. И это — проблема власти. Таким образом, до тех пор пока чиновники от образования будут получать по 10 миллионов в год, а воспитатели — по 10 тысяч в месяц, у нас будут происходить несчастные случаи с детьми».
Где правда, брат?
Наверное, будет справедливо, если «эта тётка» и тот, кто доверил ей детей, сядут на продолжительные сроки. Но сколько несмертельных несчастных случаев в детских садах — переломов, сотрясений, отравлений — остаются безнаказанными. Кто-то не хочет «связываться», кто-то с сочувствием относится к виноватому педагогу — мол, попробуй, уследи за 25 сорванцами. Между тем страдает ребёнок. А люди, профессия которых — оберегать его, привыкают к тому, что им всё сходит с рук.
«Если ребёнок получил травму в детском саду, то о случившемся немедленно сообщают родителям с их вызовом в сад. Без разрешения родителей сотрудники не вправе везти ребенка в травмпункт, — инструктирует мам и пап Альбина Гридина, юрист. — В травмпункте родителям предлагают подписать отказ от претензий к детскому саду. Если родители не подписывают отказ, то медучреждение обязано направить сведения о несчастном случае в полицию, которая проводит проверку и решает вопрос о возбуждении уголовного или административного дела. Когда администрация детсада пытается скрыть факт травмы, родителям нужно обратиться с заявлением в прокуратуру и требовать проверки действий сотрудников сада на предмет халатности и оставления ребёнка в опасности».
Правда, выиграть суд и получить компенсацию за сломанную ребёнком руку или ногу — достаточно сложно. Единственный известный пример: в Ульяновске год назад ребёнок получил в садике ушиб позвоночника. Родители отсудили у детсада 250 000 рублей.
Особое мнение
Александр Коваленин, председатель Новосибирского отделения «Всероссийского родительского сопротивления»:
— С каждым таким эпизодом нужно отдельно разбираться — это просто несчастный случай или халатность. И вывод будет для всех поучительным. Но так же важно не спешить с «закручиванием гаек» — ставить под подозрение всех, ужесточать общие правила и процедуры контроля. К сожалению, мы замечаем такую опасную тенденцию — делать из единичных случаев общие радикальные выводы. Образно говоря, в садиках всегда были пирамидки с острыми углами — и если кто-то укололся, это не повод делать все игрушки круглыми и мягкими. Мы опасаемся больших неприятностей от такого нормотворческого зуда, который только поджидает поводов».
От редакции
Судя по публикациям в СМИ, несчастные случаи не так уж единичны. В городе Юрга (Кемеровская область) девочка спрыгнула с горки, зацепилась одеждой за крюк флагштока и практически повесилась. В Чувашии ребёнок напоролся на кусок арматуры, торчавший из земли на территории детсада, в Нижнем Новгороде маленькая девочка получила химический ожог из-за того, что воспитательница оставила под её кроваткой ёмкость с уайт-спиритом. В Перми трёхлетняя малышка провалилась в неплотно закрытый люк канализационного колодца перед входом в детсад.
Напрашивается восклицание: «Я не понимаю?!» Кто спроектировал детскую площадку так, что на ней рядом оказались горка и флагшток с крюком? Кто не закрыл колодец? Кому хватило ума поставить банку с опасной жидкостью под детскую кровать?