Щит от белой смерти? В школах вводят тестирование на наркотики.
Родители признаются, что отпускать детей в школу с каждым годом становится всё страшнее.
Добровольная шизофрения
Современные подростки пугают даже не своим внешним видом — к пирсингу на лице и крашеным фиолетовым волосам старшее поколение более-менее привыкло и смирилось.
«Когда видишь ребят 15–17 лет, которые два часа подряд перекапывают клумбу возле подъезда в поисках тайника-закладки с наркотиком, становится не по себе. Нет никакой уверенности, что мои собственные сын или дочь не окажутся с этими юными наркоманами в одном классе, — переживает Валентина СОЛОВЬЁВА. — А это значит, что и мои дети могут стать такими же».
По официальным данным, каждый наркоман вовлекает в зависимость в среднем 10–12 человек. По статистике ФСКН, на сегодняшний день в стране насчитывается около 6 млн людей, которые регулярно или периодически употребляют наркотики. Из них около 20% — школьники, ещё 60% — молодёжь в возрасте от 16 до 30 лет.
Собирать «закладки» наркодилеров школьники научились уже самостоятельно. Светлана ТРАВНИКОВА рассказывает: «В нашем доме регулярно делают тайники-закладки, потом приходят наркоманы и ищут их у всех на виду. Подростки прекрасно всё понимают, кто это такие и зачем пришли. Думаете, они не догадались, что можно самим их отыскивать? Не раз видела, как они шарят по подъезду или крыльцу».
По мнению сотрудников наркоконтроля, если обыскать весь дом, в котором сделаны тайники, можно найти до 300 грамм наркотиков — это около1000 разовых доз! Потом эти подростки употребляют сами и «угощают» друзей. Сегодня всё чаще регистрируют случаи тяжёлых отравлений. Врачи бьют тревогу: у многих больных на фоне употребления синтетических наркотиков развивается шизофрения, и они пытаются покончить с собой.
Изолятор для наркомана?
Бороться с этой губительной зависимостью среди подростков с этого года в России решили радикально. 28 августа вступил в силу закон «Об обязательном тестировании школьников и студентов на наркотики».
Тестирование будет состоять из двух этапов. Сначала учащихся попросят заполнить анкету. Как поясняют эксперты, задача такого опроса — выявить группу риска, т.е. подростков, склонных к асоциальному или зависимому поведению. Если такая склонность будет обнаружена, то на следующем этапе школьнику предложат сдать анализ на наркотики.
«Проверка проводится раз в год, но подростков, чьё поведение вызывает сомнения, мы можем попросить сдать анализ внепланово. Тестирование добровольное, но педагоги и психологи будут работать и с теми школьниками, которые подписали отказ. Необходимо разобраться, почему они это сделали», — рассказала Ульяна ПОГРЕБНИКОВА, главный специалист управления образовательной политики министерства образования, науки и инновационного развития Новосибирской области.
У многих родителей уже сейчас возникают вопросы, что делать со школьниками, чьи тесты на наркотики оказались положительными? Неужели позволить им обучаться с «нормальными» детьми?
Мария СМАЛЬЦЕВА, мать двоих детей, считает: «Все понимают, что подросток, употребляющий наркотики, находится в группе риска, и очень важно, чтобы он не потянул за собой остальных. Разумеется, ему нужна психологическая помощь, пусть проходит терапию, но мне бы не хотелось, чтобы мои дети общались с ним в школе».
Чиновники уверяют, что никакого крестового похода против детей, замеченных в употреблении наркотиков или отказавшихся сдавать тест, никто предпринимать не собирается. «Речь идёт о доверии, почему тест и является добровольным. Нужно не изолировать этого молодого человека, не отделять от других, не ставить на нём метку, что он болен, а обнаружить болезнь до того, как она пустила глубокие корни», — подчеркнул Равиль ТЕРКУЛОВ, главный нарколог Новосибирской области.