Зерно проблемы
Одно дело хлеб вырастить, другое — собрать. Но еще большая проблема — реализовать зерно, причем выгодно, а не в убыток себе.
Депутаты аграрного комитета собираются добиваться мер по созданию условий для масштабного экспорта
Одно дело хлеб вырастить, другое — собрать. Но еще большая проблема — реализовать зерно, причем выгодно, а не в убыток себе.
Вопросы, связанные со стабилизацией зернового рынка в Новосибирской области в частности и в России вообще, обсудили на минувшей неделе областные депутаты в рамках комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям.
Как доложил председатель комитета Денис Субботин, цены на зерно продолжают падать.
— Цены, которые на данный момент в нашем регионе сложились, — это дай бог порядка 10 тысяч рублей за тонну с учетом НДС и доставки на мелькомбинат и за третий класс. Цена пшеницы четвертого класса и фуража намного ниже, — сообщил председатель комитета по АПК регионального парламента Денис Субботин. — Сегодня российские аграрии уже собрали почти 150 миллионов тонн зерна, при том что уборочная кампания еще продолжается. И нужно понимать: для внутреннего потребления достаточно 70 миллионов тонн, в последние десятилетия все излишки шли на экспорт. По понятным причинам экспортные возможности в настоящее время ограничены и осложнены. Плюс к тому правительство ввело дополнительные пошлины на вывоз пшеницы, которых раньше не было. На сегодня крестьянам продавать зерно невыгодно. В Новосибирской области закупочные цены приблизились к себестоимости, и перспективы их роста не просматриваются. И есть предложение обратиться в наш минсельхоз — на базе предложений торгово-промышленной палаты.
Есть такое предложение
По словам председателя комитета, у Минсельхоза РФ в планах провести зерновые интервенции в пределах трех миллионов тонн. Но, по мнению парламентария, этого абсолютно недостаточно для поддержки отечественного аграрного сектора. В чем суть предложений новосибирских депутатов?
Во-первых, отменить пошлины на вывоз зерна.
Во-вторых, осуществить зерновые закупочные интервенции в 2022 году в объеме порядка не менее 15 миллионов тонн, что даст возможность разгрузить рынок, а также позволит сельхозтоваропроизводителям России выплатить заработную плату, кредиты, приобрести материальные ценности и тем самым предотвратить банкротство сельхозпредприятий.
Фото: Андрей Заржецкий
В-третьих, облегчить процедуру продажи зерна в интервенционный фонд; установить справедливые закупочные цены на зерно — от 14 до 16 тысяч рублей за тонну в зависимости от региона. Кроме того, депутаты предлагают приостановить процедуру банкротства сельскохозяйственных предприятий и разработать новый нормативный акт по банкротству для сохранения сельхозтоваропроизводителей и их дальнейшего развития как основы продовольственной безопасности.
— Не секрет, и мы с вами это проходили, когда банкротят предприятия, потом 5–7 лет ничего не происходит, а зарабатывают на этом падальщики, которые занимаются раздербаниванием хозяйств, если говорить простыми словами. Крестьяне же только теряют от этого, — высказался Денис Субботин.
Четвертое предложение федеральному Минсельхозу — установить мораторий в сезоне 2022–2023 годов на введение в действие системы прослеживаемости зерна и продуктов его переработки как на крайне рискованный шаг в условиях текущих реалий рынка и пролонгировать период применения льготной процентной ставки по кредитам для агропредприятий.
— Кстати, в Поволжье, говорят, уже 5–6 тысяч за тонну пшеница стоит. И им также тяжело ее реализовать, — добавил Денис Субботин.
Отстоять интересы сельхозпроизводителей
Участники заседаний также высказали ряд предложений. Например, вице-спикер регионального парламента Владимир Карпов предложил просить поддержки у законодателей сибирских регионов в проведении массированных зерновых интервенций и отмене вывозных пошлин. А министр сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Лещенко подтвердил, что лучше подойти к этому обращению неформально.
Фото: Андрей Заржецкий
— Нужно объединить наши усилия, — подчеркнул он.
Депутат Государственной Думы от Новосибирской области Ренат Сулейманов подтвердил, что комитету Госдумы по аграрным вопросам, в работе которого он принимает участие, будет гораздо проще отстаивать интересы сельхозпроизводителей, опираясь на обращения от целой группы регионов.
Денис Субботин, в свою очередь, подвел итог обсуждению: «Делаем обращение сразу на два адреса — в Правительство России, Минсельхоз РФ и аграрный комитет Госдумы. Вставляем туда те пункты, о которых мы сейчас говорили». Депутаты проголосовали за вынесение обращения на ближайшую сессию Законодательного собрания.
— Понятно, что у правительства страны довольно жесткая позиция по большинству вопросов, которые мы предлагаем, но не говорить об этом нельзя, — резюмировал председатель аграрного комитета Денис Субботин.
О состоянии техники на полях
Фото: Андрей Заржецкий
Министр сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Лещенко:
— Количество единиц техники у нас сокращается. И мы понимаем почему: на смену «Ниве» приходит «Джон Дир» и другая техника. Однако хочу отметить, что энергообеспеченность у нас за эти годы возросла. Снижается количество тракторов, но техника приобретается более энергонасыщенная, более высокопроизводительная. Сейчас один трактор выполняет на поле ту работу, которую делали 11–12, особенно это касается посевной кампании. Поэтому все сезонные полевые работы проводятся в оптимальные технологические сроки, результаты при этом растут, увеличиваются объемы производства сельскохозяйственной продукции. По итогам прошлого года мы безусловные лидеры среди всех сегментов экономики. Хочу подчеркнуть, что с учетом особенности поступающей техники такого количества единиц сельхозтехники уже не требуется. Нет уже и такого количества механизаторов. Сейчас мы ведем борьбу за повышение производительности труда. И реально с 2002 года производительность труда в сельском хозяйстве возросла в шесть раз. Современная техника может обрабатывать гораздо большие объемы пахотных угодий, и выработка, конечно, абсолютно несравнима — 7–8 «Нив» точно один высокопроизводительный комбайн заменяет.
Однако действительно произошло удорожание — не только запасных частей, но и прочих материально-технических ресурсов, которые потребляют наши сельхозпроизводители. Мы просчитали себестоимость нашей сельскохозяйственной продукции, которую будем иметь. Она может быть существенно скорректирована, так как урожайность у нас немного повыше ожидаемой в этом году получилась, несмотря на то, что была достаточно жесткая засуха в лесостепной зоне. В среднем иностранная техника подорожала в два раза, отечественная — на 30–40 процентов. Ряд контрактов поэтому был расторгнут, по другим были заключены дополнительные соглашения о поставке техники с иными характеристиками, иными энергетическими установками. Также была проведена работа по замене техники «Ростельмаш» на «Гомсельмаш». И существенно увеличено количество их поставки в Новосибирскую область. В основном заявки всех сельхозпроизводителей выполнены. И кстати, объем господдержки также не сократился, а вырос по отношению к предыдущему году.