Фотоохотник
Обычно, спеша по своим делам, в суете мы не обращаем внимания на то, что происходит вокруг. Вот девочка, выгуливающая собаку, замахнулась на нее поводком. Вот встретились и разговорились два старых знакомых.Вот влюбленная пара на скамейке меж двух берез романтично прижалась друг к другу. Щелк! — и окружающий мир замер. Это щелкнул затвор фотоаппарата, и на фотопленке отпечатался маленький эпизод, отрывок чьей-то жизни. Спонтанное или случайное фото — этот жанр подразумевает охоту за реальными картинами повседневной жизни, живыми эмоциями людей, не подозревающих о том, что их снимают. Такой фотоохотой вот уже более 60 (!) лет занимается новосибирец Вилор ЛЕЩЕНКО. Сейчас ему уже за 80, но даже в булочную пенсионер не выходит без фотоаппарата.
ТАСС уполномочил Острый глаз прирожденного фотографа сразу же вырвет из суетящейся толпы даже в непогоду одно сияющее счастьем лицо, человека, полностью погруженного в себя или готового расплакаться. Такие фотографии как нельзя более тонко и точно отображают особенности характера, эмоциональное, душевное состояние. Можно сказать, что это самые правдивые фото. Именно таким фотографиям отдает предпочтение член НРО ООО «Союз фотохудожников России» Вилор Александрович Лещенко.
— Фотоаппарат всегда с собой, — рассказывает мастер. — Я люблю наблюдать людей и снимать сценки из их жизни. Но если во время съемки на меня обращают внимание или смотрят в мою сторону, этот снимок уже 100% брак! Мой подход — не вмешиваться в то, что происходит, только успевать запечатлевать.
Первый фотоаппарат Вилору Александровичу подарили родители, когда ему было 15 лет. Тогда никто и не подозревал, что увлечение фотосъемкой станет для него делом всей жизни.
Впрочем, фотоохота — это хобби. По своей основной профессии Вилор Александрович инженер НИИ.
— Наш исследовательский институт интересовали способы постройки мостов и технологии. В связи с этим приходилось много ездить по стране. Параллельно делал серии фотоснимков и подумал, что мне есть чем заинтересовать ТАСС. Друзья говорили, что я сошел с ума, мол, ничего не получится, — вспоминает Вилор Александрович. — Но я взял свои наработки, пришел в это авторитетное агентство и предложил сотрудничество. Они согласились. Однако тут возникла загвоздка — я не являлся членом партии. Расстроился, конечно, но вдруг слышу в ответ: «С таким уровнем фотографии ваша партийность нас не интересует». Так я стал сотрудничать с фотохроникой ТАСС.
«Сделан я в СССР» Летом 2014 года в нашем городе состоялась фотовыставка, посвященная уже юбилею самого фотографа, — ему исполнилось 80 лет.
Тематика снимков — страна, жители, их работа, увлечения и повседневная жизнь. Всего было представлено 60 черно-белых и 72 цветных фотографии. Эпиграфом к подборке стали слова из песни Олега Газманова: «Я рожден в Советском Союзе, сделан я в СССР». По словам фотохудожника, эти строки наиболее точно характеризуют его как профессионала.
Спрашиваем: чем больше всего гордится, оглядываясь назад? Не задумываясь, вспоминает, как ему удалось застать первый советский путч и сделать несколько фотографий, имеющих историческую ценность.
— Никто же не знал, что будет путч, я оказался там случайно, толпа держала меня, и снимать удавалось только с одной точки, — вспоминает фотограф. А чуть помедлив, добавляет: — Некоторым нравится показывать черную сторону нашей страны, я это не люблю. На моих снимках вы не найдете ничего негативного, грязного. Никакой чернухи.
Еще вспоминает, как в далеком 1989 году ему удалось побывать на родине своего фотоаппарата — в Японии.
— Выехать за границу тогда было сложно, но мне это удалось, — рассказывает фотограф. — Сразу попросил своего гида проводить меня на завод «Никон». Какие это были впечатления! Тогда же у меня родилась серия черно-белых фотографий, которую я позже назвал «Япония глазами сибиряка». Я ходил и снимал быт японцев, рынки, дома, местных ребятишек. Забрел даже в полицейский участок и сделал снимок с полицейскими.
Напоследок удивляемся — почему свой метод работы автор называет именно фотоохотой? На его фотографиях нет ни природы, ни зверей, ни птиц…
— Потому что я охочусь за мгновением, — объясняет один из старейших фотомастеров Новосибирска, России и СССР.
КСТАТИ Вилор Александрович — участник и призер многочисленных фотосалонов, единственный из советских фотографов, удостоенный высшей награды Американского фотографического общества (PSA) — золотой медали (1986 год).