Как новосибирские власти решают проблемы Хилокского жилмассива?
Жители «Хилокского треугольника» — квартала жилых домов в границах улиц Хилокской и Малыгина — долгое время страдают от близости мусорного полигона, незаконных торговцев, оставляющих после себя грязь, отсутствия обустроенных дорог и тротуаров. Как сегодня решают наболевшие проблемы Хилокского — в интервью с главой администрации Ленинского района Новосибирска АЛЕКСАНДРОМ ГРИБОМ.
Хилокский жилмассив — территория со своей спецификой. Особенность, выделяющая его среди прочих городских районов, — этнический состав, который во многом формируется за счет расположенного поблизости крупного торгового хаба — ТЦ «Хилокский». Однако городские власти считают наличие большого числа мигрантов не проблемой, а лишь стимулом для более активной работы и повышенного внимания к микрорайону.
В марте этого года мэр Новосибирска одобрил «дорожную карту» развития Хилокского жилмассива — иначе говоря, план действий для решения его проблем. О том, что уже удалось сделать из намеченного, глава Ленинского района Александр Гриб рассказал «Континенту Сибирь».
— Александр Владимирович, как часто лично к вам обращаются по поводу условий жизни на Хилокском жилмассиве?
— В прошлом году поступало много жалоб от жителей «Хилокского треугольника» — и напрямую ко мне, и в другие инстанции. У нас было время на раздумья и подготовку — целая зима. Первый вопрос, который беспокоил людей, — безопасность. В том числе на дорогах. Например, дорога внутри квартала была построена десятилетия назад, ее уже практически нет. Не было и тротуаров, которые бы обеспечивали безопасный маршрут к школе и остановкам транспорта. После анализа были приняты решения и разработана финансовая программа действий. Из бюджета Новосибирска, а также фонда местного депутата Заксобрания в этом году удалось привлечь порядка 10 млн рублей — и это только на улично-дорожную сеть.
— Что удалось сделать?
— Безопасные тротуары уже сделаны, завершено асфальтирование внутриквартальной дороги. По ул. Хилокской — в направлении кладбища и церкви — мы установили дополнительно знаки для запрета парковки. Ранее жители постоянно испытывали трудности с выездом из жилмассива на работу в час пик. Дополнительно мы обратились за помощью к ГИБДД. Было составлено много протоколов, но в итоге удалось освободить улицу.
Отремонтированные тротуар и проезжая часть рядом с одним из жилых домов "Хилокского треугольника". Фото: Михаил Периков
Договорились и с руководством ТЦ «Хилокский» о том, чтобы фурам утром раньше открывали ворота, и машины не стояли, закрывая проезд. Договорились — и убрали пробку. Люди получили свободный выезд на кольцо и дорогу. В дальнейшем здесь запланировано установить камеры видеофиксации.
— Много было жалоб на недостаток благоустройства и мусор, отсутствие площадок для детей. Что удалось сделать в этом направлении?
— Действительно, для микрорайона это больные вопросы. Долгое время в запустении были не только дворы. Полностью заросла кустарником территория бывшего детсада, где шумели, выпивали. Мы навели там порядок — подвезли технику, выпилили всю поросль: маргиналам стало негде собираться, и они ушли.
Также жители жаловались на старые погреба, представлявшие опасность и для детей, и для взрослых. Когда-то люди ими активно пользовались, но последние годы они стояли заброшенными. Бесхозные погреба демонтировали, засыпали землей. Завезли порядка 10 машин чернозема — сделали сверху газон. Здесь же установили спортивные тренажеры, где сейчас с удовольствием проводят время дети и подростки.
Кроме того, мы помогаем жителям обустраивать их дворы. Где-то убрать дерево, где-то досадить. У подъездов поставили вазоны с цветами, за которыми жители сами стали ухаживать. Считаю, важно не только следить за порядком, но и менять менталитет людей, чтобы они сами были заинтересованы в чистоте.
— Что еще в планах сделать на жилмассиве?
— На следующий год будем продолжать асфальтировать дороги. Требуется еще значительная сумма — 25 млн рублей. Район передал все необходимые документы для выделения финансирования городу. За зиму, надеемся, нам поступят деньги — и мы продолжим. Завершим внутриквартальный проезд, обновим асфальт на дороге от ТЦ «Хилокский» до церкви. Получилось, работаем в два этапа — сначала сделали то, что обещали людям, а затем выполняем другие нужные, но более затратные в финансовом плане мероприятия.
— Как решается вопрос незаконной торговли на жилмассиве?
— Сегодня на территории работают пять организованных официальных ярмарок. Глубоко убежден, что такие ярмарки — это единственный способ борьбы с незаконной торговлей. Раньше из-за незаконных торговцев практически не было тротуара от остановки транспорта до церкви — несмотря на то, что дорога широкая, она была вся забита фруктами, пластмассовыми цветами и прочим. Из окон домов продавали пирожки, беляши. К концу дня торговцы оставляли мусор, никто за собой не убирал. Вывозили силами администрации — не мешками, а машинами!
Завидев инспекторов, продавцы убегали и бросали продукты. При этом мы не имели никаких юридических оснований конфисковывать товар.
Хорошие дороги, клумбы с цветами и отсутствие мусора - так теперь всегда должен выглядеть Хилокский жилмассив. Фото: Михаил Периков
— Сегодня такая возможность есть?
— Да, работают ярмарки, владельцы которых юридически отвечают за порядок. А мы проверяем его вместе с полицией. На сегодня в микрорайоне пять операторов, между которыми есть здоровая конкуренция, и каждый в ответе за свою и прилегающую территорию.
Запретить торговлю мы не можем. Во-первых, не надо забывать, что есть документ на уровне Минпромторга России помогать фермерам, предпринимателям, давать им рабочие места. И главное, повторю: ярмарки сегодня хороший инструмент борьбы с незаконной торговлей. Хотя между официальными торговыми точками иногда еще становятся незаконные торговцы, с которыми мы продолжаем бороться.
— Как обстоит ситуация с торговлей возле школы, не мешает ли ярмарка школьникам?
— Недалеко от забора школы действительно размещена ярмарка, но дети в школу идут другим путем и никак с ней не соприкасаются. Кроме того, мы следим за чистотой и порядком в этом месте, а со стороны проезжей дороги установили баннер, чтобы визуально отгородить торговые места от тротуара.
Отдельно хочу отметить, что улица Малыгина — это граница двух районов, городского и сельского. На своей территории мы наводим порядок с торговлей, чего пока не скажешь о Новосибирском сельском районе. На его территории до сих пор работают незаконные рынки, от которых много грязи. Наши жители, конечно, испытывают дискомфорт. Эти рынки надо закрывать или приводить в порядок.
— На каком этапе решение вопроса с расселением домов по улице Малыгина?
— На сегодня все дома по улице признаны аварийными, кроме одного. Это двухквартирный дом с огородами, жители которого категорически не хотят переезжать. Но есть понимание, что всех желающих жителей с Малыгина нужно переселять — в первую очередь, из-за близости мусорного полигона. Хотя его и ликвидируют после того, как в течение двух лет построят новый, но еще несколько лет будет проводиться рекультивация городской свалки. Это значит, что дискомфорт проживающих близко людей сохранится.
Кстати, отмечу, что этим летом официальный полигон не доставлял гражданам неудобств, но зато горели незаконные свалки, расположенные на территории Новосибирского сельского района. Дым от них многие могли ощущать.
— Какие еще проблемные вопросы приходится решать на территории жилмассива сегодня?
— До сих пор очень много мигрантов выходят в поисках работы на дорогу между Хилокским и Толмачевским кольцами. Они просто стоят и ждут, когда к ним подъедут, чтобы наняться на работу. Такой получается стихийный «рынок труда». Некоторые граждане стоят весь день, оставляют после себя мусор. Решаем с полицией и миграционной службой эту проблему при помощи рейдов. Кроме того, ищем этих людей через общины, чтобы объяснить им, что свои услуги нужно предлагать цивилизованным способом.
— Какая работа проводится администрацией в местной школе?
— В нашей школе учится около 80% детей мигрантов. Дети как дети, ничем от других не отличаются. Для них главная проблема — освоить русский язык, в чем должны помочь педагоги. Конечно, дети требуют и внимания, и воспитания. С ними проводится дополнительная работа. Например, недавно мы открыли на базе школы филиал спорткомплекса «Обь», где с ребятами занимается тренер, мастер спорта — их земляк. Таким образом отвлекаем детей от улицы, даем возможность развиваться физически и нравственно.
Вопрос с признанием домов на улице Малыгина аварийными уже решён, однако точные сроки расселения жителей пока неизвестны. Фото: Михаил Периков
— Как вы оцените криминогенную ситуацию в микрорайоне на сегодня?
— У меня есть справки от полиции. За год в них зафиксировано семь преступлений, из которых шесть — бытовых. Да, некоторые граждане могут вести себя в микрорайоне шумно, но что касается криминогенной обстановки, то она в норме. Микрорайон патрулируется Росгвардией и полицией. При необходимости мы готовы попросить дополнительный пункт полиции, чтобы людям было спокойнее.
Руководители ярмарок пошли навстречу жителям и за свой счет заключили договор с ЧОП Росгвардии, подключили программу «Безопасный город». Теперь старшие по домам могут в любое время суток вызвать полицию и ЧОП. Они приезжают через несколько минут. Об этом знают и жители, и мигранты, которые арендуют квартиры. При этом отмечу, что многие приезжие уже являются здесь собственниками жилья.
— Есть мнение, что проблемы Хилокского жилмассива связаны именно с проживанием большого числа мигрантов на его территории. Вы с этим согласны?
— Я бы так не сказал. В городе есть и другие районы, где много приезжих. Главное — контролировать порядок, работать с людьми и благоустраивать территорию. Администрация готова помогать приезжим адаптироваться к жизни в Новосибирске. Например, выпущен справочник, который перевели на три языка — узбекский, таджикский и киргизский. В нем разъясняются правила проживания, куда люди могут обращаться за муниципальными услугами, за помощью. Подключили к этой просветительской работе муфтия.
Для лучшей адаптации проводим собрания родителей в школе, где также многое разъясняем. Родители прислушиваются и нормально все воспринимают. Никакого отторжения нет. Это все наши люди — и местные граждане, и те, кто приезжает сюда жить.
Поэтому решение экономических вопросов я бы все-таки назвал главным для улучшения жизни в микрорайоне. Те задачи, которые мы не успеваем решить в этом году, перейдут на следующий год, но в любом случае будут решены. Мы продолжим ремонтировать дороги, проводить благоустройство и следить за безопасностью. Будем контролировать ярмарки и требовать соблюдения чистоты на тротуарах и не только.