Гаращук в предлагаемых обстоятельствах
Сегодня, 18 декабря 2024 года, исполнилось 95 лет Николаю Григорьевичу Гаращуку.
О судьбе человека, железная воля которого стала легендой, — его вклад в развитие Новосибирской области за более чем 70 лет трудового стажа невозможно переоценить
Сегодня, 18 декабря 2024 года, исполнилось 95 лет Николаю Григорьевичу Гаращуку. Давно его знаю. И на протяжении всех лет знакомства он остается для меня эталоном мужской красоты и достоинства, а его биография — образцом навигации для молодых, как двигаться по жизни, чтобы сказать о себе и 25 лет назад, и повторить накануне 95-летия: «Судьба у меня нелегкая, но я счастлив, что она сложилась именно так».
При анализе этого счастья Николай Григорьевич самым лучшим называет период жизни в Барабинске, где отдал годы школьному учительству, а позднее был назначен первым секретарем райкома партии.
Счастье повалило сразу, с детства
Прочитал в газете «Юный ленинец» объявление о наборе в школу юнг. Что такое взбрело в голову — мечтать о морях-океанах? Дважды чуть не утонул в деревенской речушке Каме. Другой боялся бы воды до конца дней, а он (врешь, не возьмешь!) в четвертом классе бился, чтобы поступить в мореходку, писал даже Сталину... И ведь поступил! Его сын, Вадим, стал нахимовцем, в дальнейшем — подводник, капитан первого ранга.
На празднике по случаю юбилея Николай Григорьевич рассказал гостям о своей детской мечте. Тогда один из коллег его сына поведал, как сложилась судьба юных моряков сталинского призыва: «Вы, Николай Григорьевич, счастливый человек. Я этой школой сейчас занимаюсь… В 1940-м уже пахло войной, решили школу перевести подальше от границы, на северный остров. Но немцы захватили его, поставили охрану. Юнги разоружили охранников, но бежать оказалось поздно: остров был окружен, всех детей фашисты расстреляли. Позднее имя мальчика, затеявшего бунт, было установлено, и ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза».
Три военных года школьник Гаращук работал в колхозе на лошадях.
— Они у меня были самые красивые, я им челки стриг, расчесывал гривы… — вспоминает юбиляр. — Как-то утром прихожу на работу — лошадей нет. Председатель уехал на них по делам. Я так расстроился: угробят моих лошадей! В сердцах бросил уздечки и заявил: все, пойду учиться! Если бы не это обстоятельство… Ведь никто из десяти ребят — моих односельчан не пошел учиться. Я один из этой деревни получил два высших образования…
Опираясь на случайности, которыми была богата судьба, Николай Григорьевич сегодня выводит свою философию: «Я хочу» — так в жизни не бывает. Обстоятельства правят человеком, они крутят его как хотят. Я вам по всей своей жизни пройдусь, и вы поймете, что так и есть». И «прошелся», и привел доказательства того, как жизнь приспосабливала его к своим нуждам.
Кто же формировал обстоятельства?
Люди. Но не всякие. А такие, например, как Фёдор Степанович Горячев — легендарный первый секретарь обкома партии Новосибирской области, которую он поднимал по всем направлениям, тщательно подбирая кадры. Гаращука он «подбирал» не раз и не два.
— Дистанция между нами была большая, но так получилось, что Барабинский горком партии порекомендовал меня директором совхоза, — рассказывает Николай Григорьевич. — А порядок был тогда такой, что с директором совхоза обязательно беседует первый секретарь обкома. Наверно, я ему не понравился, и он стал меня уговаривать отказаться от этой должности. Предлагает: «Давай тебя пошлем в Московскую высшую партийную школу».
После школы, не без его участия, я стал первым секретарем Барабинского горкома партии (считаю этот период самым светлым в моей жизни). Ну а дальше он прочертил мою карьеру и в обкоме — завотделом зарубежных связей, завотделом административных органов… Я не был у него любимчиком, но до конца своей жизни буду считать как будто отцом, которого я очень уважал.
Горячев и сегодня остается для Николая Григорьевича символом времени — времени самых фундаментальных достижений области.
— Как он с кадрами умел работать! Ошибок у него не было. Вы бы к нему зашли, он бы как рентгеном вас просветил. Все детали, которые ты, давно общаясь с человеком, уже не замечаешь, — он все заметит. Как ты себя ведешь. То ли согнулся, то ли прямо. По каким-то чертам мог определить и характер человека! — уверен Николай Григорьевич.
В Гаращуке-то он точно не ошибся!
— Когда я уходил с должности первого секретаря Барабинского горкома партии на работу в обком, на прощальном пленуме выступил один из директоров совхоза Николай Петрович Арещенко. Так вот он сказал: «Николай Григорьевич, пройдет время, и мы, может быть, вас забудем. Но вы нас не забудете никогда». Это работа была тяжелая. А спрашивали и за количество коров, и за надои, и за посевную, за уборку, за выполнение плана. Нет таких вопросов, к которым бы партия непричастна была!
Элита не стремилась в партийные органы своих детей пристроить. Они — в МГИМО, другие модные институты. Но чтобы на партийную работу — это непрестижно было.
Постоянно прямая связь с директорами хозяйств
«И сейчас разбуди меня среди ночи, все номера их телефонов назову».
После этих слов Гаращука возникает вопрос: что за сердце у человека, о чьей железной воле ходят легенды, как оно сумело вместить великое множество людей? Как они въелись в его душу? Душу, которая болела за дело больше, чем за собственную судьбу.
— Как забыть полыхающую ферму и рев животных, которых вывели на мороз, спасая от дыма? И стоят коровушки ревут, и рядом люди — тоже ревут… — говорит Николай Григорьевич. — Ферму спасли, но надо делать ремонт. Смотрят на первого среди ночи приехавшего по сигналу пожарных: что делать? Убеждать, чтобы каждый работник фермы забрал домой несколько животных и кормил, доил, пока ферма не проветрится от задымления... Радостных возгласов от такого решения не было. Тогда пошел еще аргумент: заберем животных, где работать будете?
Убедил.
Это лишь один будничный эпизод. Авторитет строился не только на очевидных своей справедливостью решениях. «На деревне не спрятаться, не уйти от назойливых глаз» в любой мелочи.
Фото: Андрей Заржецкий
— Никогда не то что не взял в каком-то совхозе продукты, даже не покупал у них никогда. Сами держали хозяйство и, как все деревенские, питались со своего двора, — рассказывает Гаращук.
Ему, деревенскому мальчику, весь этот уклад был родным, и покидать обжитые края он не собирался.
Но вот новое обстоятельство решает судьбу: Новосибирск открыли для посещения иностранцев, создается новый отдел зарубежных связей в обкоме партии, а на должность завотделом предлагается… Гаращук.
— Я отказываюсь, какой я дипломат? — вспоминает Николай Григорьевич. — Ни языков, ни специального образования, нигде не был дальше родной Коноваловки… Ну и как повелось: не знаешь — научим, не хочешь — заставим...
Почему выбрали на должность?
Можно представить, сколько в обкомовских коридорах рубились локтями желающие занять сладкую должность, обещавшую поездки по дальним странам...
Да, Гаращук 22 страны посетил по долгу службы, а лучшей «страной» считает Барабинск. И высшей наградой — гражданство, подтвержденное званием «Почетный житель Барабинского района». Отдыхать едет не на Канары или Мальдивы, а в барабинские степи, к озеру Карачи. В кристальный сибирский мороз...
Кристально прозрачная жизнь, сохранившаяся на самых высоких вершинах власти... Подумать только: все силовые структуры области, военный округ — а это шесть областей — были в ведении и под руководством этого человека в должности заведующего отделом административных органов.
— Вот моя трудовая книжка: ни одного заявления «прошу принять»... Только «назначен», «переведен», — гнет свою философию покорности обстоятельствам Николай Григорьевич.
Он привел еще примеры этих самых обстоятельств, которые создавала жизнь, приспосабливая его к своей «дорожной карте». Более 30 лет назад Гаращук собрал всех таких «приспособленных» в Барабинское землячество, а потом и в Ассоциацию землячеств Новосибирской области, чтобы не забыть землю, которая вскормила, помочь людям, которые и сегодня ее холят. Так и работают бывшие сельские мальчики и девочки. И не ждут благодарности, сами говорят спасибо родной земле, помогая землякам всеми доступными ресурсами.
Фото: Андрей Заржецкий
— Спасибо тем людям, которые меня заметили и определили мой жизненный путь, — резюмирует Николай Григорьевич. А о нем говорят: он так много нам помогал, что порой неудобно было рассказывать о своих проблемах — он их сразу старался решить.
Кажется, он управлялся с обстоятельствами, которые мешали окружающим людям жить, а своим испытаниям безропотно подчинялся? Ну-ну! Тонуть Гаращук не согласился ни в деревенской речушке, ни в «ельцинский шторм». И все предлагаемые обстоятельства воспринимал только как сигналы к действию, а жизнь в предлагаемых обстоятельствах — как вызов к пониманию своего места в мире.
Четкое осознание реальности и обстоятельств стало ключевым для такой судьбы, суть которой — служение делу, людям и «милость к падшим». Кстати, о «падших» — им больше всего, наверное, близка гуманистическая философия, которую Гаращук распространял и на них: «Работая в отделе административных органов, я немало повидал заключенных, и уверяю вас, большинство из них — нормальные, неплохие люди. Просто им не повезло с обстоятельствами…».
Ну, ради этой добросердечной мысли можно согласиться, наконец, с всевластием и всесильной мощью обстоятельств.
Убедили, спасибо, Николай Григорьевич!
СПРАВКАНиколай Григорьевич Гаращук родился в деревне Коноваловка Куйбышевского района Новосибирской области. Трудовая биография началась в 1948 году в местной начальной школе.С 1959 года — на партийной работе. С мая 1978 года до выхода на пенсию работал заведующим отделом административных органов обкома КПСС. Член президиума Новосибирского областного совета ветеранов.С должности заместителя гендиректора в 1992 году начал трудовую деятельность в банковской сфере. С 22 октября 1996 года и до последнего времени — советник генерального директора по персоналу банка «Акцепт».Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1972), высшей наградой Новосибирской области — знаком отличия «За заслуги перед Новосибирской областью» (2004), золотым почетным знаком «Достояние Сибири» в номинации «Государство и общество» за большой личный вклад в развитие общественных институтов Новосибирской области (2004), орденом Почета (2007), памятной медалью «Патриот России» (2008), многими правительственными и ведомственными наградами. 15 декабря 2004 года на 17-й сессии Барабинского горсовета Николаю Григорьевичу Гаращуку присвоено звание «Почетный гражданин Барабинска».