Из нашего региона на ликвидацию последствий аварии отправились 1,5 тысячи человек.
Её называют самой страшной техногенной катастрофой в истории. Во всём мире вспоминают последствия взрыва на Чернобыльской АЭС - он прогремел 26 апреля 1986 года. С того дня прошло 34 года, но отголоски аварии чувствуются до сих пор. Радиация распространилась не только по территории бывшего Советского Союза, но и по Европе и даже Америке. А для ликвидаторов те жуткие события - словно кошмарный сон.
Отправляясь в эпицентр техногенной катастрофы, спасатели даже не задумывались о том, что могут погибнуть мгновенно. Никто не подозревал, что воздух над разрушенным реактором - сплошное радиационное облако. Лётчик Владимир Балахонов - один из первых ликвидаторов крупнейшей техногенной аварии 20-го столетия. Вспоминает: до Припяти добрался только к утру. Метеоусловия в тот роковой день были сложными - лил дождь. Но вертолёт по команде всё-таки подняли в небо. Дозиметры показывали чудовищное превышение нормы.
- Когда мы начали выполнять 4 виража у станции на высоте 200 метров, вот тут, конечно, увидели развороченный блок. Всё горит. Конечно, неприятно. Но что сделать? Мы - вояки. Привезли нам мешки, вот, говорят, набирайте песок и возите в реактор, сбрасывайте. Ну вот так начался первый день, - вспоминает ликвидатор последствий взрыва на Чернобыльской атомной электростанции Владимир Балахонов.
А впереди были долгие месяцы работы. Ветролётчики помогали с эвакуацией - проверяли, есть ли в опасной зоне люди, перевозили операторов - благодаря этому есть фотосвидетельства тех жутких событий - и заливали радиоактивную пыль клеем. Всего же бойцами невидимого фронта выступили 600 тысяч человек, из них 1,5 тысячи - омичи. Одни деактивировали заражённую территорию, другие - строили саркофаг, чтобы предотвратить дальнейшее распространение химикатов. Укрытие возвели за рекордно короткий срок - чуть больше 200 дней. Доза облучения была колоссальной. Трудиться в радиоактивном пекле разрешалось максимум 20 секунд.
- Такая веха в жизни. Я всегда называю: это была наша война. Наши солдаты убирали рыжий лес - это когда на твоих глазах в течение месяца зелёная сосна становится желтой. Но не от того, что ей подрубили корни, а из-за того, что через неё прошел поток радиации, - рассказывает ликвидатор последствий взрыва на Чернобыльской атомной электростанции Юрий Соловьёв.
Чернобыльская трагедия стала событием мирового масштаба и не осталась без внимания кинематографистов - зоне отчуждения посвятили больше десятка фильмов. Но настоящий фурор произвёл американо-британский сериал, вышедшей на экраны в прошлом году. Это не классический голливудский блокбастер. Авторы говорят: стремились как можно точнее показать реальный ядерный ад, который 34 года назад был страшнее любой выдумки фантастов.
Снимали не на "зелёнке" - на гидроэлектростанции в Литве, самой похожей на Чернобыльскую. Насколько правдиво были представлены факты, критики спорят до сих пор. Но сходятся в одном: картина очень точно передает атмосферу. Сразу после премьеры в Припять потянулись тысячи туристов. Ради советской экзотики и адреналина сюда приезжают путешественники со всей планеты. Гиды уверяют: доза облучения не больше, чем за два часа полёта на самолете. Впрочем, как считают специалисты, даже в погоне за порцией новых впечатлений не стоит подвергать себя опасности: в запретной зоне есть места, где радиационный фон по-прежнему высок. О тяжелых последствиях ликвидаторы знают не по наслышке, а потому, говорят, сейчас главное, чтобы подобная трагедия никогда не повторилась.