«Добиться хорошего состояния копыт у лошадей». Как был организован пассажирский транспорт Орска
Документ 87-летней давности
До середины 30-х годов прошлого века единственным видом городского пассажирского транспорта в Орске являлся гужевой – проще говоря, старые добрые лошадки. Нет, ездили по улицам города и автомобили (в основном, конечно, грузовики), но их было совсем немного и принадлежали они предприятиям – возили на стройки необходимые материалы, иногда и рабочих рассаживали по кузову… Но уехать куда-либо по своей личной надобности можно было только на лошади. Нанимай извозчика (если нужно перевезти что-то тяжелое, то ломовика) – и езжай.
Извозчики в 30-х годах подчинялись транспортному отделу Горкомхоза. Чем занималось это подразделение, нам рассказывает архивный документ, датированный 1932 годом.
Распоряжение 1932 года
Председатель горсовета тогда бушевал: в работе отдела были выявленные многие нарушения, на которые «зав. транспортом т. Миронов» закрывал глаза. Ему были даны следующие указания:
— Обеспечить организацию запарки мякины и использование сечки для улучшения корма лошадей… проследить за правильной выдачей лошадям сена и овса в установленные сроки и количествах.
Мякина – это отходы, которые получаются при молотьбе хлеба: чешуйки, облетевшие с зерна, обломки стеблей и прочая труха. Ее лошадям полагалось давать в виде каши – залить кипятком, дождаться, пока разбухнет, помягчеет, станет кашеобразной. Очевидно, конюхам этот процесс казался излишне длительным и трудоемким, поэтому они давали лошадям мякину так, всухую. На других видах корма – сечке, то есть дробленом зерне, овсе и сене – видимо, просто экономили.
— Обязать всех возчиков и конюхов обязательной чисткой лошадей ежедневно. За неисполнение немедленно увольнять.
Тут и комментировать особенно нечего: транспортные работники ленились, недостаточно тщательно (и недостаточно часто) чистили лошадей. От этого и животные страдали, и пассажиры.
— Осмотреть всю сбрую на каждой лошади с точки зрения ее подгонки к каждой лошади и занумеровать тем же номером, что на лошадях, ни в коем случае не допуская обмена сбруи без осмотра шорника.
Это на машину устанавливаются стандартные детали – конвейерное производство позволяет. А каждая лошадь уникальна, поэтому и упряжь требовалось подгонять индивидуально; орские транспортники, как мы видим, этим требованием пренебрегали, вот и пришлось городскому руководству принять самые жесткие меры.
— Установить точное расписание ковки лошадей и очистки копыт под ответственность старших конюхов и кузнеца, добиться хорошего состояния копыт у лошадей. Для всех лошадей, засекающих ноги, сделать кожаные манжеты. Не реже 6-10 раз в месяц приглашать ветврача для осмотра всех лошадей.
А вы как думали? Лошадкам тоже нужен был техосмотр. Как сейчас механик и завгар осматривают, не стерся ли протектор на шинах, не торчит ли корд – так в те времена следили за лошадиными копытами.
— Прикрепить лошадей к определенным возчикам, вывесить в конюшнях списки конюхов с указанием клички и номера лошади, прикрепленной к каждому.
Сейчас тоже стараются закреплять водителя за конкретной машиной – если знает, что ему на этой технике и дальше ездить, лучше беречь будет.
— Организовать бригады на каждые 6-10 лошадей с выделением бригадиров. Бригадиров за хорошую работу оплачивать согласно колдоговора.
Опять-таки понятное решение: разбить большой коллектив на несколько маленьких, над каждым поставить руководителя…
3 года спустя, в 1935 году, Орск начал переводить пассажиров с гужевого транспорта на автобусы. Поначалу это давалось очень нелегко. О трудностях, с которыми столкнулись городские власти при организации этого процесса, мы расскажем в одной из следующих «старостей».
Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову.