«Ошибки и извращения советской демократии»: как орские депутаты в сталинские времена заседания прогуливали
По логике вещей, депутатами, то есть представителями народа во власти, должны становиться люди максимально ответственные и дисциплинированные. Но ничто человеческое политикам не чуждо: и в их рядах встречаются прогульщики – такие же злостные, как в каком-нибудь 7 «В» любой средней школы…
Обычное разгильдяйство или политическая традиция?
С высокопоставленными нарушителями дисциплины пытаются бороться. Так, например, в Госдуме решили наказывать прогульщиков рублем: пропустил заседание без уважительной причины – потерял 1/9 депутатской зарплаты. В Заксобе Оренбургской области большинство депутатов денег за свои труды не получает, и там нашли другой рычаг воздействия: тот, кто на 4 месяца забывает дорогу в зал заседаний, попросту лишается мандата. Тем не менее, пустые кресла на встречах народных избранников всех уровней от городского до федерального – картина привычная… Думаете, простое разгильдяйство? Ничего подобного: политическая традиция.
Первый лист документа 1936 года
В орском филиале государственного архива хранится любопытный документ, изданный летом 1936 года – 84 года назад. Его автор (секретарь горсовета с неразборчиво написанной фамилией) возмущается: народные избранники сплошь и рядом игнорируют обсуждение важнейших вопросов, что следует расценивать как «ошибки и извращения советской демократии»!
Чтобы продемонстрировать масштаб проблемы, автор приводит конкретные цифры.
Пленум: лучшие представители народных масс
Здесь важно понять: горсовет в прежние времена был куда более многочисленным, чем сейчас. Город был куда меньше, а депутатов – куда больше. Но работало это несколько иначе.
Всего в горсовете числилось 180 членов. Трудящиеся избирали депутатов из «лучших трудящихся»: в основном это были простые работяги, не имеющие никакого опыта управления. Это могли быть токарь-стахановец, доярка-рекордсменка и так далее. Но собирали всю эту толпу лишь для обсуждения важнейших (и, как правило, идеологически принципиальных) вопросов. Раз в месяц примерно. Такое собрание всех без исключения депутатов называлось пленумом (на латыни «plenum» – полное). Но это только предполагалось, что Совет соберется в полном составе. Реальность была совершенно иной. Токари-стахановцы и доярки-рекордсменки не слишком охотно посещали эти собрания, на которых, честно-то говоря, все прекрасно решалось и без их участия, а от них в большинстве случаев требовалось лишь выражать полное одобрение, бескрайнее ликование или безутешную скорбь – в зависимости от повестки.
1937 год, городская гостиница на улице Советской (сейчас – корпус института). Фото ОКМ
Так, 21 января1936 года в Орске проводился пленум по теме «12 лет без В.И. Ленина». На него явилось лишь 50,5% депутатов. На следующий, 22 февраля, по теме «Отчет об исполнении бюджета-1935 и бюджет-1936», пришло 55,5%. Третий пленум состоялся уже на следующий день после второго – 23 февраля. Депутаты от бюджета не успели отойти, а тут второй день в креслах сидеть – слушать доклад по теме «18 лет рабоче-крестьянской Красной Армии». Явка, совершенно закономерно, составила всего 45%.
Потом были еще встречи, посвященные празднованию 1 мая, обсуждение проекта Сталинской Конституции и т.д. Кстати, на «конституционном» заседании народу было рекордное количество – аж 65%. Но, так или иначе, ситуация выглядела нехорошо: свои почетные обязанности исполняла плюс-минус половина избранных депутатов, вторая половина их начисто игнорировала. И возникало (ну, или могло возникнуть в голове с недостаточно твердыми убеждениями) сомнение: а такой ли народный этот Совет на самом деле?
Президиум: избранные из избранных
Итак, на пленумах обсуждались по большей части вопросы идеологического характера (да и то, как обсуждалось… в протоколе значится: «доклад т. Франкфурта… рапорты от пионеров… прений не было»). А мелкие насущные вопросы, та самая «текучка», разбирались на заседаниях президиума (на латыни «praesidium» – председательство). Из 180 депутатов в президиум избиралось 12 – это были уже люди образованные, юридически и идеологически подготовленные, с солидным опытом руководящей работы. Если пленум за первое полугодие проходил 6 раз, то президиум собирался 25 раз. И – удивительное дело – на заседании ни разу не встретились все 12 его членов!
Статистика посещаемости заседаний членами президиума
Максимум (это историческое событие произошло 15 января) – 8 человек. Две трети – лучший результат! А минимум (28 апреля) – 3 человека. Четвертая часть!
В итоге, сообщается в докладной записке, важные решения принимались мизерным количеством голосов: под принципиальным документом о премировании колхозных бригад появились подписи 7 членов президиума. Когда распределяли обязательства по молокопоставкам, за предложенные цифры проголосовали 6 человек. Остальных шести на заседании попросту не было, но выглядит ситуация двусмысленно: а вдруг, если б они были, высказались бы против? Легитимность такого документа выглядела, прямо скажем, сомнительной… Только 6 подписей под протоколом обсуждения скандального вопроса: речь о запрете абортов и увеличении алиментов на содержание детей (Советская Россия стала первым государством мира, легализовавшим прерывание беременности, но в 36 году эту программу свернули и даже ввели уголовную ответственность для врачей). План кредитования колхозов (а это же не пустяк, это деньги, и большие деньги) вообще подписали пятеро!
1935 год. Строительство Орского мясокомбината. Фото ОКМ
Автор письма, созданного 84 года назад, был озадачен: даже члены президиума, избранные из избранных, крайне легкомысленно относились к идее советской демократии…
О том, как этот щекотливый вопрос решался в более поздние периоды советской истории, мы вам расскажем в следующих выпусках «старостей».
Урал56.Ру благодарит за помощь в подготовке материала филиал ГБУ «Государственный архив Оренбургской области» в городе Орске и лично директора Инну Ершову, а также МАУК «Орский краеведческий музей» и лично методиста Анастасию Симонову.