Обзор праздничного выпуска «Орского рабочего» 1951 года
Урал56.Ру продолжает обзор новогодних выпусков газеты «Орский рабочий». Сегодня мы вернемся на 70 лет назад и знаем, как жители нашего города прощались с 1950-м годом и какие надежды возлагали на новый 1951-й.
Вместо подвигов боевых – трудовые
В 1950 году завершилась так называемая «послевоенная сталинская пятилетка» – вождь ставил перед народом задачу за 5 лет, прошедших со времени окончания Великой Отечественной, восстановить народное хозяйство к уровню довоенному. Задача более чем серьезная, почти невыполнимая – поднять буквально из руин перемолотую войной экономику! При том, что рабочих рук катастрофически не хватало – миллионы молодых сильных мужчин погибли в боях, и трудовые послевоенные подвиги пришлось совершать старикам и женщинам, инвалидам и почти детям…
Иллюстрация из новогоднего номера «Орского рабочего»
Народ, однако, справился. Вот что сообщалось в передовице:
Открылась первая страница календаря нового 1951 года. Какими величественными событиями ознаменован ушедший от нас 1950 год! Советские люди успешно завершили послевоенную сталинскую пятилетку. Работая под руководством большевистской партии, великого вождя и учителя товарища Сталина, трудящиеся страны не только восстановили разрушенное войной народное хозяйство, но и сумели добиться дальнейших успехов в его развитии… Тысячи новых фабрик и заводов… Новые сотни тысяч тракторов, комбайнов и других совершенных машин… Благоустроенные жилые дома, школы и больницы, дворцы культуры, парки и стадионы, – сколько нового получили трудящиеся в истекшем году и послевоенной пятилетке! На огромной площади необъятного Советского Союза ярким светом зажглись тысячи огней коммунизма!
Жители Орска, которые и во время войны совершали трудовые подвиги, после ее окончания работали с не меньшим энтузиазмом:
Орские машиностроители, когда получили заказ на изготовление механизмов для волжских гидроэлектростанций, всем заводом стали на стахановскую вахту и досрочно выполнили все задания. Получив новый заказ на механизмы для Каховской гидроэлектростанции и Волго-Донского канала, коллектив завода строительных машин еще выше поднял темпы своей работы… Коллектив завода имени Чкалова завоевал три переходящих Красных знамени – ВЦСПС и Министерства, облисполкома и облпрофсовета, исполкома Сталинского районного Совета и райкома ВКП(б)… Строители треста ГНС сдали в эксплоатацию более 20 двух- и трехэтажных домов… Коллектив завода электромонтажных изделий перекрыл годовой план на 40 процентов… Полтора месяца консервщики [мясокомбината] выдавали продукцию сверх годового плана и выпустили в счет 1951 года более двух с половиной миллионов банок мясных консервов.
Были предприятия, которые работали получше, были – похуже; но все закончили выполнение годового плана досрочно, за 10 дней до праздника. Почему? Да вот почему:
21 декабря – в день рождения великого Сталина – вся промышленность города досрочно завершила годовую программу.
Вклад товарища Сталина в языкознание
Про товарища Сталина, разумеется, в газете вообще говорилось много – ему оставалось жить еще больше 2 лет, и культ личности был сильным, как никогда. Портрет вождя украшал собой первую полосу «Орского рабочего», а в текстах тут и там были разбросаны похвалы в его адрес , иногда довольно странные. Например, Ф. Кучкин, секретарь орского горкома ВКП(б), счел необходимым поблагодарить вождя за вклад в… языкознание!
Минувший год был годом дальнейшего развития науки и культуры, техники и искусства. Знаменательнейшим его событием является опубликование гениальных статей И.В. Сталина, посвященных вопросам языкознания. Товарищ Сталин обогатил советскую науку трудами, которые способствуют дальнейшему расцвету всех отраслей советской науки.
Фото с первой полосы
Нашлось Сталину место и в праздничном стихотворении:
Мороз по озерам и рекам прошел.
Сверкающим снегом
Покрыты равнины.
В новогоднюю полночь мы сядем за стол,
Как нам разрешает
Обычай старинный.
Стахановец встанет,
И неизменный
Предложит за Сталина мудрого тост,
Потом – за растущую
Юную смену...
«С нами треть всего человечества!»
Докладывая о внутренних успехах СССР, «Орский рабочий» не забывает и об успехах СССР на международной арене.
Лучезарное солнце сияет над нашей Родиной. Его свет и тепло чувствуют не только на всей необъятной стране советской. На пусть строительства новой жизни стал ряд стран Юго-Восточной Европы, стал полумиллиардный Китай, стала Германская Демократическая Республика. Развертывается национально-освободительное движение в колониальных и полуколониальных странах. С нами ныне треть населения земного шара, треть всего человечества!
Сюда же подверстываются маленькие заметки с международными новостями. «Мрачные перспективы нового года в Швеции» – о том, что в этой капиталистической стране цены на продовольственные товары выросли на 10-23%. «Снижение цен в Польше» – о том, что в этой социалистической стране цены, наоборот, снизились на 10-37%. Ну, и «Торжество в Сегеде» – о том, что в Будапеште, на аллее имени Сталина, открыт памятник, «воспроизводящий встречу В.И. Ленина и И.В. Сталина в 1922 году в Горках». Изготовил его сегедский скульптор…
Это не Будапешт, это Орск – ступени ДК Нефтехимиков. Фото В. Чурилова
Но самое интересное располагается на последней полосе новогоднего выпуска. Там размещены два интереснейших рассказа – художественных или почти художественных. Один рассказывает, как Новый год встречается на западе, в терзаемых кризисами капстранах, и у нас, в счастливом СССР. Наслаждайтесь.
У них в Нью-Йорке
Артур Тейлер знал, что это неизбежно случится. Тот парень из профсоюза давно предупреждал, что Америка на всех парах катит к кризису, а кризис – это, прежде всего, безработица. И вот – случилось. Главное, когда? Накануне нового года! Одно жаль – Керри. Они давно договорились, что поженятся, как только Артур скопит малую толику деньжат. Чорта с два, скопишь в этой стране!
Потеряв работу, герой узнает, что жилья у него тоже больше нет – хозяйка выгнала его из комнатенки, которую Артур снимал «в развалинах 52 авеню» (судя по всему, автор, некий Г. Кремнев, выбрал местом действия для своего рассказа Манхэттен с его сеткой «авеню-стрит»; но авеню там всего 12, так что 52-й в природе не существует… вот 52-я стрит имеется, но это знаменитая и очень престижная «джазовая улица», там много дорогих джаз-клубов, но развалин, конечно, нет, и в 1950 году не было). Он отправляется в бар «Бродячая собака», где собираются такие же работяги, брошенные на произвол судьбы. Там пьет скверный виски и обнаруживает на стойке газету «Таймс Геральд». В ней Артур обнаруживают статью с такими словами:
Мы пошлем самолеты, которые будут летать на высоте 40 тысяч футов! Мы снабдим их бомбами – атомными, зажигательными, бактериологическими, а также нитротолуолом, дабы убить младенцев в колыбели, стариков за молитвой, тружеников за работой!
Выйдя из бара, он бесцельно слоняется по предновогоднему городу – мимо сверкающих витрин, за которыми «деды-морозы из гигроскопической ваты рекламировали дамские лифчики», мимо распродаж бытовой техники, мимо многочисленных плакатов «С Новым годом». Забредает в кино, надеясь отдохнуть душой, но голливудский фильм вызывает у него лишь отвращение: «на экране непрестанно дрались и умирали из-за денег, воскресали из мертвых, стреляли из револьверов всех систем, глубоко всаживали кинжалы, любуясь последней агонией жертвы, или кроили черепа кастетами». Артур тягостно размышляет о том, что завтра его могут забрать в армию и отправить на убой в Корею. На выходе из кинотеатра к нему подскакивает ярко накрашенная девушка, кокетливо предлагающая скрасить его одиночество…
Тот самый репортаж
На Юнион-сквер (все-таки, значит, Нью-Йорк, Манхэттен) Артур видит толпу митингующих безработных. Он берет у «вихрастого паренька» плакат с лозунгом «Работы и хлеба», и тут на толпу нападает полиция.
Полицейские теснили толпу и обрушивали на головы демонстрантов удары дубинок… Рыжий, огромный, с лошадиным лицом полицейский – это последнее, что запомнил Артур… Удар, еще удар, виз сирены… Чьи-то дюжие руки подхватили окровавленный кусок мяса, который несколько мгновений назад носил имя Артура Тейлера, и бросили его в полицейскую машину. А плакаты кричали: «С Новым годом»!
У нас в Орске
Ущербная луна поплыла по темному бархату небес. Высыпали частые-частые звезды, какие только возможны в морозные декабрьские вечера. Иней опушил молчаливый сад. От электрических фонарей поднялись кверху столбы света.
Наслаждаясь этими красотами, по зимнему Орску идет группа девушек – это десятиклассницы школы №48 (теперь школы с таким номером в городе уже нет, а в те годы его носила школа поселка Никель – нынешний лицей №1). Девушки останавливаются перед зданием родной школы и осознают, что учиться в ней осталось всего полгода. Поэтому они не спешат заходить внутрь, решают немножко поговорить:
Так хорошо на сердце, - звенел голос Галины Пырялиной, - и, главное, почему, девчата? Да потому, что не только я или ты, или она, закончили первое учебное полугодие с хорошими и отличными оценками, но и весь наш десятый класс не имеет ни одной плохой отметки!
Подруги радостно соглашаются с Галей. Соглашается и автор статьи Н. Норина: десятиклассники 48-й школы, оказывается, «лучшие физкультурники, верные помощники учителей в борьбе за повышение успеваемости, наконец, инициаторы большого патриотического начинания – взятия школы и оборудования на социалистическую сохранность».
50-е годы, Ленина,38. Фото ОКМ
И вот, справившись с эмоциями, девочки заходят в школу.
Их глазам представилась замечательная картина. Вокруг нарядной, сверкающей блеском огней, елки под звуки вальса кружатся пары. Но трудно узнать среди них товарищей и подруг. Все – в масках, в маскарадных костюмах. Галя и Лира радостные и счастливые включаются в новогоднее веселье. Им и их товарищам, рожденным под счастливой советской звездой, обеспечено радостное завтра. Оно – их будущее – согрето и озарено лаской и любовью великого гения человечества Иосифа Виссарионовича Сталина.