В пензенском ТЮЗе прошла «Гроза»
Когда репетируешь Островского, все время совершаешь открытия, считает режиссер Владимир Карпов
Пьеса «Гроза» — одно из самых известных произведений великого русского драматурга Александра Островского. И одна, пожалуй, из самых мрачных. В ее тексте постоянно звучат слова «грех», «смерть», «мучения». Казалось, современную молодежь вряд ли заинтересуют нравы такого беспросветного общества, да еще во времена, когда крепостное право в России еще не было отменено. Но режиссер пензенского ТЮЗа Владимир Карпов выбрал для постановки именно эту пьесу. Повлияло на его выбор то, что произведение изучают в школе и что это классика, которую всегда интересно ставить.— Когда репетируешь Островского, все время совершаешь открытия. Его текст глубокий, современный, он оживает и это удивительно, — рассказал Владимир Игоревич. — К таким вечным темам, как в этой пьесе, можно обращаться уже с 12 лет. Моему ребенку 10 лет, но я обязательно возьму его на следующий спектакль, который мы потом с ним обязательно обсудим.
«Гроза» — мое любимое произведение Александра Островского. Такие его пьесы как «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты» бытовые, поднимают тему денег, а «Гроза» — про любовь.
Однако неслучайно главную героиню Катерину критик Николай Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве». Все же пьеса не совсем о любви, как мне кажется, а о том, что человек, лишенный свободы, проявления искренности в чувствах и желаниях, скован путами ханжества и мракобесия, обречен на гибель.
В интерпретации Владимира Карпова Екатерина показалась автору этих строк уж совсем «бледным лучом», скорее безропотной жертвой, а вся история слишком депрессивной, безнадежной. «Темное царство» в лице Кабанихи, полусумасшедшей старухи, странницы Феклуши и других героев выглядело буквально устрашающе.
А вот любовь героини, которая должна бы противостоять миру насилия, самодурства и невежества, показалась неубедительной. Да и весь посыл режиссера, по моему мнению, был направлен на покаяние в грехах. А самой большой грешницей считала себя как раз Катерина.
Впрочем, публика приняла спектакль очень благосклонно, долго аплодировала актерам. Старшее поколение зрителей, которых было большинство на премьере, обратило внимание на исторический аспект, бесправное положение женщины в обществе, где царил домострой.
Положительно оценили спектакль и молодые, для которых он и предназначен.
— После просмотра ты осознаешь, что твои проблемы просто ничтожны по сравнению с теми страданиями, которые выпадают на долю других людей, — поделилась впечатлениями Настя Макарова. — Спектакль побуждает относиться к людям добрее, милосерднее, дарить больше внимания и любви.
Над постановкой работали Елена Чудова (музыкальное оформление), Вера Астахова (костюмы). Роль Кабанихи исполняла Марина Кинге, Катерины — Екатерина Гузеева, Бориса —Дмитрий Ширин. В роли Феклуши — Людмила Лещенко, старухи — Татьяна Коновалова.
Премьера состоялась 4 ноября.