Как я работал в участковой избирательной комиссии. Часть 2: Избиратели
Секретарь избирательной комиссии сообщила, что кроме тех документов, что уже были поданы мною в избирательную комиссию для включения в состав УИК, необходимы данные моей банковской карты. И никакого другого банка, кроме «зеленого».
Так выяснилось, что за общественную работу предполагается еще и финансовое вознаграждение! На этот счет даже есть соответствующее постановление ЦИК РФ.
Я не стал уточнять, сколько именно мне удастся заработать на ниве реализации Конституционного права граждан на честные выборы. Обратился в районную — территориальную избирательную комиссию, откуда меня переправили в одно из отделений «зеленого» банка. Там, оказывается, меня уже ждала «модная» карта, естественно, «МИР». Зато «золотая», обслуживание которой стоит держателю больше 3 тысяч в год, но подразумевает какие-то абстрактные «кэшбэки» с сумм покупок. Это было уже вечером во вторник, 27 августа.
***
А вечером следующего дня, 28 августа, я получил «мандат» и пачку «приглашений на выборы», которые мне необходимо было вручить лично в руки жителям 8-подъездного пятиэтажного дома.
Ну, как «пачку» — «П-А-Ч-К-У», толщиной с рекламный фолиант из «нулевых»!
Ну, как «мандат» — «удостоверение», а буквально — клочок бумаги размером примерно 8 на 12 сантиметров с ФИО, заверенными синей печатью ТИК и подписью председателя ТИК. Прихватив на всякий случай паспорт, я отправился по адресу.
***
Моя задача — донести до пензенцев информацию о том, что скоро будут выборы. Вручить приглашения в руки или, если никто не откроет дверь, опустить их в почтовый ящик. А дальше — право каждого приходить на голосование или нет.
Удивительное дело: после замены старых деревянных дверей многие люди не восстанавливают квартирные звонки. Никогда не обращал на это внимания, а тут как-то… пришлось. Было два смешных квартирных звонка — жильцы установили новые красивые двери, а от старых звонков отрезали провода — так и оставили. Звонки в никуда.
А еще было два звонка на одну квартиру. Вроде бы не общежитие, и избиратель в квартире прописан только один…
«Здравствуйте! Я из участковой избирательной комиссии. Вот ваши приглашения. Приходите на выборы! До свидания!»
Дольше всего времени занимает ожидание, когда позвонишь или постучишь в дверь и ждешь: «Подойдет кто или не подойдет».
Подходили, в целом по дому, примерно в трех из пяти квартир. В одном подъезде жильцы были почти во всех квартирах, а в другом — дверь открыли только в половине.
Много квартирантов. Видно по возрасту, что студенты — прописаны в другом месте.
«Да мы так и так пойдем. Заставят…»
В каждой второй квартире, где открыли дверь, приглашение получали представители старшего поколения. Для них выборы — событие. Встречают радушно.
«Ой, как приятно, что пригласили!»; «Вот спасибо! Конечно, придем!»; «Да мы не ходим никогда уже лет десять. Сил нет!» — «Так мы к вам сами придем!»
Честно говоря, ожидал поток хамства. Но толи мне повезло, толи я плохо думал о людях… Хотя нет. В паре квартир было нечто… как бы это описать…
«Некогда мне сейчас! Приходите завтра! Или послезавтра!»
Но, откровенно говоря, хамить человеку, глядя на него снизу вверх небезопасно.
В двух квартирах шло алкогольное веселье…
***
Пачка приглашений «растворялась» (со временем ожидания входа в подъезд) чуть больше трех часов.
Судя по ощущениям от общения с избирателями, чьи голоса мы будем подсчитывать, на участок придут пенсионеры и несколько активных граждан среднего возраста.
А завтра, 31 августа, я буду работать непосредственно на избирательном участке — предварительное голосование — с 9.00 до 13.00. Приходите, если не сможете проголосовать в единый день голосования!
Дмитрий Гулин
КАК Я РАБОТАЛ В УЧАСТКОВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ. ЧАСТЬ 1
Напомним, журналист Дмитрий Гулин вошел в состав участковой избирательной комиссии на выборах в Гордуму Пензы. В серии публикаций он рассказывает об особенностях своей работы и делится впечатлениями. Выборы состоятся 8 сентября.