В пензенских больницах разрешат работать врачам-стажерам
Проблему дефицита врачей решит появление новой должности в больницах
В конце прошлого года на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам президент Владимир Путин предложил ввести в больницах должность врача-стажера. Занимать ее могут ординаторы второго года обучения.Инициативу поддержал минздрав России. Соответствующий документ поступил в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. Ожидается, что уже в июле выйдет постановление о приеме на работу стажеров.
Готовы ли ординаторы-второкурсники к самостоятельной деятельности?
Необходимая мера
Сейчас в медицинском институте ПГУ 372 ординатора. Срок обучения на этой ступени — два года. Кто-то выйдет на работу по старым правилам, а кто-то сделает это на год раньше.— Анализ кадровой ситуации в сфере здравоохранения показывает, что нужны экстраординарные меры, — считает директор мединститута ПГУ профессор Александр Николаевич Митрошин. — Ведь только в нашем регионе не хватает более 400 врачей разных специальностей. Разрешение работать врачам-стажерам — один из вариантов решения проблемы.
К тому же в рамках специальной военной операции в новые регионы России, где значительно пострадала система оказания медпомощи, нужны квалифицированные медицинские кадры. Где их взять? Из других регионов?
Между тем дефицит врачебных и сестринских кадров везде был, а сейчас ситуация обострилась еще больше. Это объективная реальность.
Насколько готовы
Но возникают еще вопросы: насколько будут стажеры готовы к самостоятельной работе? А как отнесутся к новшеству пациенты? Они побаиваются даже дипломированных молодых специалистов, не говоря уже об ординаторах второго курса. Придется и с больными разъяснительную работу вести?— Это глубокое заблуждение! В принципе, неврач оказывать медицинскую помощь не может! — заверяет Александр Митрошин. — Стажер будет иметь диплом врача, молодой человек уже прошел процедуру внутривузовской аттестации, первичной аккредитации после специалитета, подтверждены его знания и умения для оказания врачебной помощи.
Единственное — уровень дифференцируется. Ведь и выпускнику ординатуры сразу не доверят, к примеру, выполнение сложного оперативного вмешательства.
Возьмем клинического ординатора-хирурга. У него пока нет свидетельства о прохождении первичной специализированной аккредитации. Но базовые навыки он имеет, на какие-то несложные диагностические и лечебные мероприятия может быть привлечен — под контролем старшего товарища, регламентируя объем оказания помощи.
Вводя понятие «врач-стажер», мы даем такому специалисту юридическое право оказывать помощь на определенном уровне.
Наставники рядом
Ну а что же ординаторы?— Я, как и большинство однокурсников, буду только рада возможности раньше выйти на работу, — признается Елена Колгатина. — Да что говорить, лично я давно в больнице буквально живу: работала медсестрой в «красной зоне» во время пандемии коронавируса, постоянно выхожу на смены с дежурными врачами в приемном отделении горбольницы № 6 им. Захарьина. Это хорошая практика, но в качестве врача-стажера будет больше самостоятельности, пусть и под контролем старших коллег.
Елизавета Вишнякова по окончании ординатуры станет акушером-гинекологом. В ковидные годы она тоже работала в «красной зоне», сейчас пока не совмещает работу и учебу — сосредоточена на получении знаний.
— После окончания основного курса обучения выпускник медицинского института может быть только терапевтом. Ну а сколько времени забирает эта работа, все знают, — объясняет Елизавета, — поэтому и не решилась пока. А вот работа по выбранной специальности — другое дело.
Лиза не боится ответственности, которая будет лежать на ней как на стажере-ординаторе. Конечно, может потребоваться совет опытного врача. Но наставник будет рядом.
Ординаторы смогут пополнять копилку знаний, оттачивать практические навыки и будут «разгружать» кадровых сотрудников. Так что выиграть от нововведения должны все.