Почему в Пензе школьники и студенты не знают историю?
В вузах страны меняется подход к изучению истории
История не прощает небрежности, равнодушия. Прошлое наказывает за невыученные уроки. Но ведь сегодня в России многие представители молодого поколения не знают своих корней, того, что происходит в мире.В 90-е годы на волне движения за деидеологизацию истории развернулась дискредитация советского прошлого. Эта ситуация отразилась и на содержании курса «История» в вузах и школах. Привела к фатальной дезориентации молодого поколения, уже готового поверить, что ответственность за развязывание Второй мировой войны лежит на СССР.
Время неопределенности закончилось. Болонская система образования «ушла» из России. Один из результатов — изменение подхода к преподаванию истории в вузах: с сентября 2023 года студенты вузов, причем как истфаков, так и всех неисторических специальностей, будут изучать обновленный курс российской истории. Главное в изменениях — значительное увеличение часов контактной работы (бесед, консультаций, интерактивных форм проведения занятий), что должно способствовать формированию критического мышления, навыков аналитического разбора источников, возможности объективной оценки происходившего и, что немаловажно, формированию у молодого поколения активной гражданской позиции.
Часы на историю
Документ устанавливает хронологические рамки курса — от появления человека на территории современной России до событий 2022 года — и предписывает рассматривать историю страны не изолированно, а в общем контексте мировых событий. Особое внимание уделяется истории российской государственности.Все вузы до начала нового учебного года обязаны внести соответствующие изменения в учебные планы и содержание рабочих программ.
Дисциплина «История России» будет читаться в течение 1-го и 2-го семестров. Общий объем учебной нагрузки —144 часа.
— Что важно, — объясняет декан историко-филологического факультета ПГУ Ольга Сухова, — увеличение объема лекционной нагрузки не должно стать трансляцией общеизвестного материала, который студент может найти в Интернете или в учебнике. Как мне кажется, результат будет только благодаря изменению подхода к отбору содержания материала и внедрению интерактивных технологий.
А что же в школе?
— Пока изменения коснулись только высшей школы, — говорит Ольга Александровна. — Хотя я и многие мои коллеги считаем, что изменения нужно вводить и в школах, и в средних специальных учебных заведениях. В этом году мы в своем вузе провели тестирование студентов-первокурсников, чтобы определить, с какими знаниями по истории они к нам пришли. Результаты тестирования оказались очень тревожными: уровень «входных» знаний обучающихся совершенно не соответствует требованиям вуза.Уже несколько лет на федеральном уровне говорят о необходимости унификации содержания исторического образования и обеспечения возможности доступа к цифровым технологиям в сфере обучения истории для всей страны. Этого требуют и современные ФГОС, по которым выпускники школ сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ).
Выпускники пензенских школ, а их в этом году 5 тысяч, уже определились, какие предметы будут сдавать на ЕГЭ. Лишь 19 процентов выбрали для сдачи историю, тогда как обществознание (близкий по духу и по структуре предмет) — 49 процентов. Почему?
Эксперты отмечают: вопросы по истории с каждым годом становятся сложнее, приближаясь к олимпиадным заданиям. В ответах становится важным мнение самого абитуриента, его умение оперировать информацией. В истории мало заучить даты, нужно понимать глубинные процессы, причинно-следственные связи того или иного события, уметь анализировать.
— По моим наблюдениям, историю для сдачи ЕГЭ выбирают все реже. С одной стороны, проблема упирается в качество преподавания, а с другой — свои плоды приносят цифровизация общества, гаджеты и очень быстрый доступ к любой информации. В предмете очень много фактического материала, современной молодежи все труднее его запоминать. Молодые люди привыкли, что любую информацию, будь то дата или биография, можно за секунды найти в Интернете. В сознании происходят необратимые изменения: раз есть быстрый доступ к информации, не тренируется память, нет цели запомнить. И я замечаю это даже у тех студентов, для которых история — профильная дисциплина. Это не плохо, это тенденция времени.
Нужны молодые и креативные
Вот поэтому на первый план выходит потребность в молодых и креативных педагогах. Увлечь — главная задача любого преподавателя. Но в случае с преподаванием истории это может быть задачей первостепенной важности, потому что историю можно преподать либо очень скучно, либо очень интересно.Если преподаватель из урока в урок будет говорить: «Открываем учебник и читаем параграф» — мало того, что историю знать никто не будет, ее и любить никто не будет, потому что это скучно.
— История — это же человеческая жизнь. В зависимости от возраста и задач ее можно рассказывать как сказку, а можно постараться объяснить причинно-следственные связи исторических событий. Кроме того, сейчас у преподавателя масса технических возможностей для привлечения визуальных материалов, которые облегчают и углубляют восприятие. Можно и презентацию сделать, и фрагмент из фильма показать, — говорит Ольга Сухова.
К сожалению, с учителями истории так же, как и с многими другими педагогами, есть проблемы.
— Преподаватели с предельным стажем работы уходят на пенсию, а молодежь им на смену не спешит. Бюджетных мест в вузах на педагогические профили подготовки выделяется явно недостаточно. Да и учительская зарплата, к сожалению, пока не позволяет уверенно смотреть в будущее. Плюс бумажная и психологическая нагрузка. Многие, проработав 2 — 3 года, не выдерживают и уходят, — продолжает Ольга Сухова.
В предшествовавшие десятилетия в российских школах существенно сократились часы учебной нагрузки по истории. Сейчас ситуация немного меняется. Так, в Пензенской области в школу вновь вернули краеведение, хотя бы на уровне факультативных занятий.
Приведет ли новая концепция преподавания к тому, что студенты лучше будут знать историю, — покажет время. Но очевидно, она создает условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, что является одной из приоритетных целей национального проекта «Образование», инициированного президентом РФ В.В. Путиным.