Роман недели: «Ненастье» Алексея Иванова
Что почитать и что посмотреть: традиционный обзор Business Class на выходные
Продукт: «Ненастье»
Автор: Алексей Иванов
Иванов написал настоящий «большой» роман, большой во всех возможных смыслах – и в плане объема, и в плане значимости. Определит эту значимость любой, кто взялся за «Ненастье»: это очень могучая словесность, с массой действующих лиц, перекликающихся сюжетов, тройным дном и светлой душой – книга пульсирует и бьется, как живой организм, и даже удивительно, что склочный и нервный прозаик Иванов сумел выдать такой чистейший продукт.
Действие романа разворачивается в 90‐е и «сейчас». Город, в котором лежит источник сюжета, назван Батуевым, но подразумевается, в принципе, любой уральский «миллионник» с ржавым промышленным нутром. В 90‐е здесь устанавливается власть «афганцев» – бандитской группировки ветеранов войны в Афганистане. в 2008‐м один из «афганцев», скромный и тихий водитель Герман Неволин, грабит инкассаторский спецфургон, принадлежащий его нанимателю Щебетовскому, и получает в свою преступную собственность несколько мешков с деньгами. после чего прячет их в погребе на проданной даче... Ничего не напоминает?
Иванов, не раз признававшийся в своей нелюбви к городу Перми и его обитателям, собрал роман на основе пермской повестки – похищения денежных мешков инкассатором Шурманом. Иванов – как Герман Неволин, который не находит в себе сил оставить тайник с деньгами и все мается вокруг него, будто наседка. Писатель, кажется, также угодил в экзистенциальную ловушку – он бы и не прочь укрыться где‐нибудь в Индии или хотя бы в гостеприимном Екатеринбурге, но что‐то манит его к изначальному эпицентру творчества, месту персонального Большого взрыва, где он «выстрелил» и состоялся.
Но не в пермской повестке суть. «Ненастье», конечно, не о налетчике Неволине, но и не «об эпохе», как любят выразиться литературные критики. Иванов ничего нового не открыл в 90‐х и афганском наследии, здесь он оперирует вполне ясными и даже знакомыми инструментами. «Ненастье» – все‐таки о человеке и человечности, как бы это странно ни прозвучало, а также о том, что человеку нужен человек. Он нужен ему не только для любви, счастья или спокойствия, но и порой для выживания – физического, конечно, но и морального. И даже неважно, интересуют ли вас столь старомодные материи: Иванов написал все так, что вы не оторветесь от книги до самого финала, который трудно предугадать даже примерно.
Найдутся и промахи: следователи милиции в шейных платках, нелепые монологи индийских дауншифтеров, неописуемо бредовая «лыжная» атака «братков». Но все это меркнет и отступает перед бьющим и слепящим светом, что исходит от «Ненастья». Кажется, такие книги сделаны, чтобы спасать. литературу? людей? автора?
Вердикт «bc»: отменно
При поддержке интернет-магазина электронных книг ЛитРес
www.litres.ru
Продукт: «Форс‐мажор»Режиссер: Рубен Эстлунд
«Форс‐мажор» – фильм шведского режиссера‐экспериментатора Рубена Эстлунда, в котором постановщик впервые за свою творческую карьеру отказался от опытов над зрителями и самим собой – и снял почти классическую драму, глубокомысленную и неторопливую, изящную и ироничную. Речь в ней идет о семье из четырех человек, которые во время отдыха в заснеженных Альпах становятся свидетелями схода лавины. Отец семейства вместо того, чтобы спасать малолетних детей и супругу, хватает смартфон и бросается наутек. Все заканчивается благополучно и без жертв. На первый взгляд. Но, как говорится, неприятный осадочек остался. Собственно, это и есть завязка фильма, в котором его герои будут вновь и вновь обсуждать и переживать лавину, которая сошла не на уютный теплый отель, а на их жизни.
Поведение мужа становится для супруги поводом задуматься о разводе, а для него самого – дать переоценку своим ценностям, крепко поразмышлять о ближайшем будущем. Подобные испытания ожидают семью скандинавских буржуа и далее: к примеру, одна из соседок меняет мужчин как перчатки, тогда как дома ее дожидается парень. Кажется, все здесь противоречит привычному укладу и насмехается над тем, что еще недавно эти люди считали святым и неприкосновенным. В том и дело, что держаться им сейчас не за что и спасти их может... ну, разве что еще одна лавина.
Неизвестно, откуда у «артхаусного» шведа Эстлунда с не всегда прозрачными художественными помыслами появилась такая прыть, но кино он снял очень качественное. Картина не ограничивается «слепком» отдельно взятой семьи, то есть ячейки общества, она уходит за собственные пределы и пусть вполголоса, но размышляет о смене поколений, человеческом доверии, самопожертвовании, роли мужчины в истории женщины и так далее. Ни одна из историй, в которые включены еще несколько персонажей, населяющих горнолыжный курорт, не останется недосказанной, и все они будут сведены к одному – к мысли о том, как эфемерно и обманчиво семейное счастье, а самые близкие люди порой остаются для нас загадкой.
На первый взгляд, в фильме много иронии, но на деле «Форс‐мажор», безусловно, оказывается глубже и шире, чем простое ерничанье на тему «до чего мы докатились». Эстлунд создал художественные обстоятельства, которые не позволяют героям остаться прежними. Они начинают смотреть другими глазами не только на знакомые лица, но и на окружающее пространство. Думается, кстати, что постановщик (и сценарист по совместительству) не зря местом действия выбрал горнолыжный курорт: здесь ты предстаешь в «дистиллированном» виде, избавленный от профессиональной спеси и почти не размышляющий о том, что будет завтра. а ведь «завтра», как ты понимаешь, может и вовсе не быть. Как тогда?
Рекомендации «bc»: для сосредоточенного просмотра
фото: vozduh.afisha.ru