Оксана Герасимова: введение второго этапа инвестквот может привести к потере 2 тысяч рабочих мест на Камчатке
Власти, общественность и бизнес-сообщество Камчатки выступают против законопроекта о втором этапе инвестиционных квот, разработанного Минсельхозом РФ и Росрыболовством. Чем грозит принятие закона региону, агентству «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» рассказала председатель комитета по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности Законодательного собрания Камчатского края Оксана Герасимова.
- Недавно в Госдуме России прошли парламентские слушания, где Камчатка громко заявила свою позицию по данному законопроекту, по которому у дальневосточных предприятий заберут часть общедопустимого улова и продадут эти доли на аукционах. Был ли услышан наш регион?
- В Госдуме прошли парламентские слушания, которые стали неким итогом мероприятий, которые проводились ранее. Сначала бизнес-сообщество готовило и направляло большое количество обращений о том, что вводить сегодня второй этап инвестиционных квот достаточно нелогично, поскольку мы ещё не понимаем, что вообще по итогу первого этапа произошло, с какими результатами он завершился. И рыбопромышленники, и депутаты Законодательного собрания Камчатского края неоднократно говорили, что необходимо приостановить разработку этого закона. Постоянно проводя консультации с бизнесом, анализируя реализацию проектов первого этапа инвестквот и оценивая ограничения, в которых сегодня работают предприятия рыбопромышленного комплекса, Законодательное собрание оценивает риски как серьезные. В августе Общественная палата края инициировала проведение публичных слушаний на базе Общественной палаты России. Все субъекты, которые принимали участие, высказались категорически против. Все прибрежные субъекты не поддерживают данный проект федерального закона. Потом были заседания в Госдуме, в Совете Федерации, и было решено, что раз имеется широкое противостояние и неприятие закона отраслевым сообществом, необходимы публичные слушания.
Они состоялись 19 октября в Государственной Думе. В результате удалось добиться того, что создаётся согласительная комиссия, которая будет дорабатывать этот закон, учитывать все мнения.
-Что дал нашему региону первый этап инвестквот?
- Идея этого закона, наверное, благая. Она про то, что нужно модернизировать рыбоперерабатывающие мощности. Нужно? Да. Мы говорим, что нужно модернизировать рыболовецкие суда. Конечно, нужно. Идея хорошая. Но давайте посмотрим итоги первого этапа, который в декабре 2018 начался, а в 2019 проводились процедуры. Наши рыбаки приняли самые активное участие – из 42 договоров в Дальневосточном федеральном округе 28 – камчатские. Из них 14 у предприятий, которые взяли на себя обязательство построить восемь рыбоперерабатывающих заводов и 20 рыбопромысловых судов. Сегодня семь из восьми заводов уже построены колхозом им. Ленина, компаниями «Витязь-Авто», «Командор», «Октябрьский РКЗ», «Тымлатский РКЗ» и другими. Из 20 судов сегодня введено в эксплуатацию три. Сегодня все российские судоверфи заполнены заказами. И сегодня (на период до введения санкций) время сдвижки на построение судов – два года. 17 судов ещё будут строиться. Именно поэтому на федеральном уровне было принято решение продлить срок первого этапа инвестиционных квот как минимум на два года. До введения санкций была загрузка, но была возможность импортировать судовое оборудование. Сегодня такой возможности нет. Ситуация в подвешенном состоянии. Пока не будет решен вопрос с импортозамещением, вот эти рыболовные суда (а мы хотим, чтобы они были высокопроизводительными, безопасными и т.д.) – история с вопросом, когда это будет сделано. Поэтому сегодня вводить второй этап инвестиционных квот нелогично.
-Чего лишается Камчатка в результате введения инвестквот?
-Когда первый этап будет закончен, мы понимаем, что 13 процентов нашего ресурса мы потеряем. При введении второго этапа будет перераспределено 44 процента. То есть, в итоге треть наших всех рыбных ресурсов от нас уйдёт. Это для экономики Камчатского края, для прибрежных посёлков, потеря двух тысяч рабочих мест. Для нас это значительные потери. Мы понимаем, что наши рыбопромышленники вкладывались в развитие отрасли изначально, и сегодня они вкладываются и инвестируют в развитие параллельно с инвестиционной программой. Недавно два крупных траулера за 14 млрд были построены. Это вне квот инвестиционных. На 300 млн рублей ежегодно малый прибрежный рыболовный флот обновляется, в прошлом году три МРС были построены. Все это вне рамок инвестиционных квот. Сегодня если второй этап будет запущен, мы понимаем, что малый и средний бизнес тоже будет под ударом, потому что всё взаимосвязано, и они не смогут конкурировать с теми крупными компаниями, которые зайдут на аукционы. Мы понимаем, что сегодня без проведения чёткого анализа эффективности – насколько эффективен был первый этап инвестквот, что мы в итоге добились или не добились, нельзя проводить второй этап.
-А кто-то уже занимается анализом результативности первого этапа инвестиционных аукционов?
-Этот анализ должен быть проведён, и он сегодня делается Счётной палатой РФ. Итоговый отчет будет в декабре, но предварительно Счетная палата уже дала отрицательное заключение, поскольку ни сроки, ни результаты не были достигнуты. А без этого анализа по каждому региону, предприятию, вводить какие-то дополнительные требования, тем более в условиях санкций, когда нашим предприятиям нужно просто выжить, на наш взгляд неправильно. Вот поэтому на этих парламентских слушаниях из всех выступающих Камчатскому краю дали выступить четырём нашим спикерам – депутату Госдумы Ирине Яровой, члену Совета Федерации Валерию Пономарёву, председателю Законодательного собрания Камчатского края Ирине Унтиловой, председателю камчатской Ассоциации добытчиков лососей Владимиру Галицыну. И все говорили, что сегодня это может разрушить отрасль. И благодаря такой единой работе всех: губернатора Камчатского края Владимира Солодова, исполнительных и представительного органов власти, Общественной палаты, отраслевых объединений нас услышали и увидели. Это, конечно, ещё не победа. Мы понимаем, что регионы сейчас начали слушать, и я надеюсь, что мы сможем изменить ситуацию. В следующем году должны пройти совещания согласительной комиссии. Есть надежда, что законопроект о втором этапе инвестквот в том виде, в котором он сегодня разработан, не будет принят, а будет откорректирован предложениями Камчатского края и других прибрежных субъектов РФ.
Беседовала Алиса ЩЕДРИНА, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»
3 ноября 2022 г.