Капремонт, бессмысленный и беспощадный: два миллиона коту под хвост
Судебное решение, вынесенное 13 апреля Кондопожским городским судом, вне зависимости от того, как будут развиваться события дальше, - событие знаковое. Ольге Брулер, проживающей в разваливающемся доме с туалетом во дворе, удалось пробить брешь в безответственном и бездушном механизме под названием "Администрация города Кондопога". Уже после того, как был проведен капитальный ремонт, суд обязал кондопожскую администрацию признать дом в Кондопоге, на улице Шежемского, 18, аварийным и подлежащим сносу.
Когда огласили решение суда, я выдохнула. Мне еще долго не верилось, что я это все прошла, выдержала, не сдалась, добилась. Мы пробивали эту стену и все-таки пробили,
- сказала Ольга Брулер после завершения суда.
Свою борьбу за человеческие условия жизни жительница Кондопоги начала полтора года назад. В 2016 году с домом на Шежемского, 18 произошла чудесная метаморфоза — он резко помолодел, и степень его износа уменьшилась до 65%. Правда, только на бумаге. Еще в 1995 году степень износа полов и фундамента была зафиксирована на уровне 70%.
В 2016 году дом пал очередной безвинной жертвой Фонда капитального ремонта РК. Обследование «деревяшки» по заданию фонда капремонта провело ООО «Рея». Такое впечатление, что специалисты этой коммерческой организации исследовали дряхлое строение с завязанными глазами. Или, что тоже не исключено, ООО «Рея» просто выполнило «задание» фонда и «нарисовало» нужные цифры в своем заключении, за которое, кстати, получило оплату.
В итоге износ фасада составил 30%, фундамента - 41%, а кровли - 50%. В деревянном доме без воды и канализации, который хотели снести еще двадцать лет назад, было рекомендовано сделать капитальный ремонт.
Ремонт фирма «УК «Кондопожстрой» «провернула» довольно быстро. По словам граждан, строители пришли на объект в ноябре 2016-го, а в январе 2017 года был даже мусор вывезен. То, как проводился капремонт, жители до сих пор вспоминают с содроганием. Ольга Брулер стала свидетельницей того, как рабочие клали на стены мокрый утеплитель, а затем обшивали строение сайдингом. Ее видеокамера сохранила эти незабываемые кадры.
Когда жители дома поняли, что капремонт подобен цунами, и избежать его никому не дано, они заказали и оплатили независимую экспертизу. С учетом проведенного капитального ремонта, установили сотрудники ООО «Кронос-Карелия», износ здания составляет 66%.
Блохи, тараканы и крысы, которые давно обжили полусгнившее строение, - это полбеды. Зловонный деревянный туалет возле спортивной площадки, к которому от дома ведет узкая тропинка, - еще одна отличительная особенность быта кондопожан в XXI веке. Только в воспаленном сознании могла родиться идея провести капитальный ремонт в доме, жители которого и в мороз, и в метель, и в проливной дождь вынуждены справлять нужду «на свежем воздухе». И истратить на это 2 миллиона рублей.
Граждане стали атаковать городскую администрацию с требованием признать их дом аварийным. Межведомственная комиссия собиралась много раз, но всегда с одним и тем же результатом: "отказать". Причем, рассказала Брулер, против были именно сотрудники администрации, тогда как представители жилинспекции, МЧС, Роспотребнадзора поддерживали требование людей. Но решение всегда оставалось за «административным большинством». Скорее всего, мучения обитателей дома на Шежемского в чиновничьем мировосприятии меркли на фоне перспективы возможных разборок по поводу того, как были истрачены деньги на капитальный ремонт дома, который давно пора сносить.
Наверное, так бы люди и остались жить в гнилом доме, обшитом красивым сайдингом, и с выгребной ямой во дворе, если бы Ольга Брулер не подала иск в суд. Кондопожский суд встал на ее сторону.
По решению суда, была проведена еще одна экспертиза. Специалисты ООО «Инжтехстрой» пришли к выводу, что здание находится в аварийном состоянии, а физической износ конструктивных элементов составляет 67%.
Эксперты сделали вывод, что капитальный ремонт или реконструкция обойдутся дороже, чем строительство нового дома.
Суд принял решение обязать межведомственную комиссию городской администрации признать дом аварийным и подлежащим сносу. После вступления решения суда в законную силу муниципальным чиновникам дан месяц на то, чтобы совершить то, что они должны были сделать давным-давно. Если бы руководствовались интересами кондопожан.
Параллельно в Следственном управлении МВД Карелии проводят строительно-техническую экспертизу проведенного капремонта. Выяснилось, что далеко не все работы были выполнены, и часть средств растворилась в неизвестном пока направлении.
Речь идет минимум о 170 тысячах рублей, которые коммерческой структуре не удалось подтвердить выполненными работами.
Сроки проверки продлили до 31 мая 2018 года.
Эпопея с домом на Шежеского, 18 движется к своему, надеемся, счастливому завершению. Но это не означает, что она не будет повторяться по другим адресам, вызывая слезы бессилия у граждан, не наделенных природным упорством, пробивающим стены чиновничьего безразличия и произвола.
До тех пор, пока каждый чиновник, поднимавший руку за то, чтобы отфутболить несчастных жителей обратно в вонючий уличный туалет, не ответит за это своей карьерой, изменений не будет. До тех пор, пока в фонде капремонта будут выбрасывать деньги граждан на ветер, люди будут страдать. До тех пор, пока фирмы, составляющие липовые экспертизы, не ответят за свои художества, ремонтировать будут то, что давно развалилось. До тех пор, пока не будет дана серьезная правовая оценка действиям строительных фирм, превращающих капремонт в отмыв денег, вакханалия будет продолжаться. К сожалению, в моем списке этих «до тех пор» слишком много...