На ремонт по-царски отремонтированной два года назад главной библиотеки Карелии нужно еще 11 миллионов! Кто за это ответит?
Вот прям отвращение берет к этой теме, когда вспоминаешь, что ну всё же было понятно еще на стадии реконструкции. Вот прямо в процессе. Все всё знали, всё видели, но до последнего делали хорошую мину при плохой игре.
Напомним, что на реконструкцию Национальной библиотеки Карелии, затянувшуюся аж на 8 лет, было потрачено более 800 миллионов рублей. Реконструкцию собирались закончить сначала в 2013 году, потом — в 2014-м, а потом и вовсе перестали называть даты: сказывались проблемы с финансированием работ. В результате обновленное здание распахнуло свои двери для посетителей только осенью 2017 года (всего два года назад) и, с точки зрения нормального человека, с таким количеством вложенных денег должно было беззаботно простоять если не полвека, то пару десятков лет точно. Но проблемы начались почти сразу после открытия.
Из видимого любому: через полгода на здании откололась облицовка с белых бордюров и коричневых плит. Помещения тогда еще находились в удовлетворительном состоянии, а потом качество работ начало активно себя проявлять и внутри строения.
В мае 2018-го чиновники еще возлагали какие-то надежды на «Логос» и, как следовало из ответа на наш запрос в Минстрой РК, вели с этой организацией претензионную работу.
Генподрядчик, ЗАО «Строительная компания «Логос», который занимался реконструкцией здания, должен устранить недостатки в рамках гарантийных обязательств. То есть дополнительно платить не придется, — вещали из министерства.
Но, как оказалось, еще как придется. И чиновники изначально не могли этого не понимать.
Нарушения есть, а проблем нет
Задолго до окончания реконструкции библиотеки выяснилось, что управлением Федерального казначейства по РК в результате внеплановой выездной проверки использования в 2015 году предоставленных из федерального бюджета средств, израсходованных на оплату работ, было выявлено нарушений более чем на 43 миллиона рублей. Довольных, что документ был предан огласке, не оказалось. Ни в одном из ведомств, куда мы обращались за комментариями, не были возмущены самим фактом нарушений, все возмущались, откуда мы взяли документ, который не планировалось афишировать. А документ-то гласил, что Управлением капитального строительства РК принимались и оплачивались акты выполненных работ не на объемы выполненных работ, а на поставку строительных материалов и оборудования. При этом оплаченные материалы и оборудование в производство не передавались. Всего составлено, предъявлено и оплачено было 12 таких актов (на сумму около 35 миллионов рублей). Там и оборудование для пылеудаления, и оборудование для внутреннего электроосвещения, и лифты, и передвижные стеллажи, и 689 светильников, и много чего еще.
«Отсутствие физических объемов выполненных работ на объекте подтверждается актами контрольного замера, — гласил документ. — Кроме того, указанными контрольными замерами установлено, что строительные материалы и оборудование, включенные в вышеперечисленные акты о приемке выполненных работ, также отсутствуют».
В том же документе значилось, что в 2015 году учреждением неправомерно были приняты к оплате и оплачены фактически не выполненные работы по устройству кровли, устройству деревянных подоконных досок, жалюзи, решеток для системы вентиляции, перегородок, лепных гипсовых изделий, ремонт штукатурки и прочего на сумму почти в 5 миллионов рублей, а также «неправомерно были приняты к оплате и оплачены включенные в акт о приемке выполненных работ (номер) затраты, исключенные к выполнению», на сумму в почти 1,5 миллиона рублей.
В конце 2016 года мы обращались по этому поводу в Следственное управление СК РФ по РК. И знаете что? Правильно — ничего! От стражей порядка ответа не последовало. А вот от Министерства строительства РК тогда ответ пришел.
На замечания, указанные в данном представлении УФК по РК, были даны подробные разъяснения: и в отношении ведения строительных работ, и в отношении закупки оборудования, необходимости его хранения, монтажа, физического наличия на объекте, в зависимости от технической необходимости и сроков выполнения строительно-монтажных работ, а также в отношении финансовых расчетов с подрядными организациями с приложением подтверждающих документов, — разъясняла нам бумага из министерства.
Мы не очень понимали, как Минстрой умудрился разъяснить казначейству, например, «оплачены фактически», но «не выполненные работы», но факт остается фактом: тогда за это никого так и не наказали. И вообще не увидели в выявленных нарушениях каких-либо проблем.
Все нарушения, которые должны были быть выявлены, если они выявлены, они должны подтверждаться решением судов. На сегодня таких решений нет, — ответил тогда министр строительства РК Дмитрий Матвиец.
Бред, конечно. Каких решений судов ждал Матвиец? Откуда они могли взяться? Впрочем, одного суда чиновник все-таки дождался. Сейчас его судят по статье «Мошенничество». К сожалению, это уголовное дело не имеет никакого отношения к Национальной библиотеке Карелии. К сожалению — потому что за то, что сейчас происходит на объекте, так никто и не ответил.
В Министерстве строительства, ЖКХ и энергетики Карелии нам ответили, что Управлением капительного строительства еще в августе было направлено письмо в СУСК РФ по РК о принятии решения по факту возможных мошеннических действий. В ведомстве уточнили, что речь идет об уголовном деянии, предположительно совершенном фирмой «Логос». Хотя нас больше интересовали сотрудники самого управления. Им-то почему всё с рук сошло?
Можно сколько угодно кивать на 44-ФЗ (на него обычно все и кивают, говоря о том, что ничего не могли сделать: кто меньшую сумму за работу запросил, того и наняли на подряд), но был же государственный контракт и было учреждение, которое должно было следить за выполнением этого контракта. Это ж как нужно было следить, чтобы допустить такое?
Сотрудники библиотеки, которые были свидетелями легендарной реконструкции, говорят, что рабочие откровенно всё делали тяп-ляп.
Видите, что творится? А началось всё с легких протечек. Это кабинет, который расположен под балконом
А вот это было кабинетом для индивидуальной работы. Отсюда тоже всех пришлось переселить.
В какой-то момент листы гипсокартона оказались настолько пропитаны водой, что прогнулись над головой охранника, и их пришлось снять
Посмотрите на стены. Мрамор пропитан водой, и эти мокрые пятна продолжают увеличиваются
Здесь был кабинет для работы с детьми с ограниченными возможностями, но его тоже пришлось разукомплектовать и перевести детей в неудобное место, значительно меньше по размерам. Фотографии еще не передают запах, а это отвратительный запах гнили
А вот и кафе. Ему тоже досталось. Чтобы не пугать посетителей, сотрудники библиотеки пытаются закрывать протечки картинами да тюлем
В конце 2018 года было проведено обследование конструкций здания, которое показало, что дефекты, допущенные подрядчиком, повлекли нарушение гидроизоляции, отделки, конструктивных элементов, балкона, кровли, книгохранилища. И для того, чтобы устранить все эти нарушения, нужно порядка 11 миллионов рублей.
Наша главная задача — обеспечение качества строительства, — заметил в июле 2017 года во время совещания на объекте Артур Парфенчиков и обратился к чиновникам: «И понятно, что будет еще трехгодичный контроль качества гарантийного, да?».
Чиновники тогда кивнули. Видимо, по привычке. Потому что какие гарантии? Какие три года? К тому моменту генеральный подрядчик — фирма «Логос» — была банкротом и уже находилась в стадии ликвидации.
Поэтому сейчас ремонт отреконструированного за 800 миллионов рублей здания — головная боль республики. И указанные 11 миллионов рублей будут выделены из ее бюджета.
На XXIV Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации Петрозаводск был объявлен библиотечной столицей 2020 года. Это значит, что в мае в столице Карелии пройдет Всероссийский библиотечный конгресс. А у нас тут такое!