Раздевайтесь, мы снимаем! Похоже, очень скоро камеры появятся и в кабинетах гинекологов в Карелии
Представьте: приходите вы к врачу. Раздеваетесь, на кушеточку ложитесь, а на вас приветливо так видеокамера глядит с потолка. Глядит и красным огоньком подмигивает. Срывает, так сказать, покровы.
В Калининграде тут случай был. Пришла девушка на УЗИ, а в кабинете камера висит. Девушка жаловаться пошла, а ей официально отвечают: нормально все, законно, вон и предупреждение висит, так что разоблачайтесь.
Я когда прочла — не поверила сначала. А как же врачебная тайна и повсеместная охрана персональных данных?
Спросила у знакомой-гинеколога из перинатального центра: что, у нас тоже такое подглядывание практикуют? Думала, она меня на смех поднимет. Нет, говорит она спокойно, у нас пока камер нет. Но весьма вероятно, что скоро будут, в Москве и Питере обычное дело сейчас.
Я аж оторопела. А зачем, спрашиваю?
Ну как зачем. Знаете, говорит, как часто на врачей пациенты жалуются? Ну вот надо же нашу работу контролировать. Вдруг врач что не так сделает. Или наоборот, жалоба необоснованная, тоже нередко случается. Тогда запись посмотрят — и порядочек.
Лаадно, а как же персональные данные? Да как, отвечает. Если пациент жалобу пишет, он уже свои данные раскрывает.
Черт, думаю. В логике не откажешь. А врачебная тайна? Тайна же нарушается?
Не нарушается, говорит она уверенно. Эти записи никто не видит. Они же на пульт охраны не транслируются. Это только если разбирательство начинается.
И вот по последнему пункту у меня, как говорится, накопились вопросы. Правда, уже не к врачам.
Так-то я, может, и не против контроля. Разные случаи бывают. Но только вот в кабинете врача категорически не хочется позировать. Особенно в тех позах, которые иногда там приходится принимать. Скажем, у того же гинеколога. Мужчинам не понять, но попробую обрисовать. Вы же кресло гинекологическое видели? Так вот, скажу вам как краевед, с первого раза на него никто не запрыгивает. Тем более без трусов и при постороннем человеке в лице врача. Кругом неудобно, холодно и стыдно. И добрая докторица нагнетает: ноги-то раздвигай давай в темпе, а то как девочка прямо. И железками всякими гремит, которыми в тебе копаться будет. А теперь представьте, что после всего этого хоррора вам и говорят: погодите-погодите, а сейчас то же самое на камеру, пожалуйста.
Мужчины у уролога тоже, рассказывали мне, малосимпатично выглядят. В общем, никакого, знаете, нет желания фиксировать эти и так незабываемые моменты.
Но отдельной строкой я совершенно, вот абсолютно не уверена в том, что эти записи не увидят.
Никто и никогда не даст нам этой гарантии. Даже когда официально гарантируют полную неприкосновенность личной информации.
Самый мой любимый пример — это один не скажу какой банк. Дважды я получала их карты, и оба раза спустя пару дней вежливый голос с незнакомого номера предлагал мне сообщить все пароли и явки. Ситуация настолько тривиальная, что подобные байки уже ни в какие новости ни одно уважаемое издание не ставит.
Или вот тоже недавно случай был — из ФСИНа запись утекла, как заключенного избивали охранники. В общем, хорошо, что утекла, но вы только вообразите себе, как там должно все охраняться! А видео все равно просочилось наружу.
Учитывая эту катастрофическую ненадежность, мне совершенно не хочется стать утехой для прыщавых практикантов в поликлинике. И тем более звездой ПорнХаба в специальном разделе Russian Gynecology. Потому что каждая запись рано или поздно найдет своего зрителя.
Главный врач калининградского роддома на жалобу пациентки ответил более развернуто, чем моя знакомая: «Камеры наблюдения в кабинетах гинекологии необходимы для контроля имущества, качества работы медработника и в целях антитеррористической безопасности». С качеством работы более-менее ясно, а как быть с имуществом и терроризмом, не очень понятно. Городская поликлиника — не банк и не колония. Охрану всего содержимого там осуществляют только усталый бывший гаишник с телепультом да санитарка-уборщица. Много наохраняешь таким взводом. Даже если террорист проникнет в кабинет гинеколога с целью спереть пачку масок от коронавируса, что дальше-то? Прибежит уборщица и шваброй его, шваброй?
В общем, маразм вокруг меня крепчал, и я уже почти поверила, что видеокамеры в медицинских кабинетах — норма жизни, как пришел ответ из Финляндии. Это я попросила выяснить у финских врачей, а как у них там, тоже все снимают? Из Финляндии сообщали: «Если бы я увидела объявление про камеры, я бы на приём на пошла. Но вообще никогда такого не видела, в кабинетах камер не может быть, это же незаконно. Придумываете вы все».