Кинематограф как жемчужина: чем поможет кино в развитии Карелии?
Известный режиссер Алексей Бабенко убежден: кинематограф в Карелии может и должен зарабатывать, делая нашу республику привлекательной и богатой. Пока же для этого не хватает увлеченных людей. Поэтому команда Бабенко придумала проект с образовательным элементом, под который получила грант в 420 тысяч евро.
Запись Кинематограф как жемчужина: чем поможет кино в развитии Карелии? впервые появилась "Республика".
Кино на энтузиазме
В этой комнате (по-киношному ее надо звать локацией) режиссер, оператор-постановщик Алексей Бабенко вместе с другом и коллегой Владимиром Рудаком сняли нашумевший фильм «Ананас». Картина зрителю понравилась, показы прошли на втором канале, в Сан-Диего и Сиэтле. В ноябре 2016 года фильм получил специальный приз председателя жюри международного кинофестиваля «Кино без барьеров» Александра Велединского.
И все-таки киноиндустрия в Карелии пока развита слабо, всё держится на энтузиастах вроде Бабенко и Рудака. Эти люди — фанаты своего дела. Например, реквизит они ищут везде, где могут. Так, на площадке фильма «Ананас» стоит разбитый и с виду неприметный стул. А ведь это настоящий венский стул от пражского филиала знаменитой венской фирмы Thonet производства 1898 года! И нашел его Алексей Бабенко на одной из помоек Октябрьского проспекта. Вот вы часто задерживаете свой взгляд на помойках? Тем более, скажем так, в рабочих целях? А Бабенко постоянно присматривается.
Кадры
Алексей Бабенко понимает, что кинематограф может быть очень полезен республике и что людей в этой сфере на начальном этапе надо попросту выращивать — своих людей, карельских. Приезжие съемочные группы не в счет, деньги от их фильмов идут не в наш бюджет и не на развитие нашего кино. Поэтому руководитель союза кинематографистов Карелии Бабенко взялся за новое для себя дело — воспитание кадров. Через проектную деятельность.
Начал с киношколы, этаких трехмесячных курсов для молодых. Школы были популярны, было два набора, в 2017 и 2018 годах. Сейчас несколько выпускников киношкол Бабенко работают на карельском телевидении. Параллельно пришла мысль о сложном и многоступенчатом проекте, который бы позволил двигать наш кинематограф максимально далеко.
«Нашими упорными действиями мы пытаемся показать, что кинематограф и прилегающие к нему сферы визуального искусства — телевидение, онлайн-телевидение, подкасты, видеоблогинг — это, в конце концов, не только вид искусства, но часть экономики, — заявил Бабенко. — Потому что они позволяют молодым людям не уезжать из республики. Есть очень много людей, которые, допустим, делают графику для Первого канала, для Голливуда. То есть, есть возможности в этой сфере для дистанционной работы».
Мысль легла в основу проекта LOKKI, «Локальное кино». С ним команда Бабенко вошла в программу приграничного сотрудничества — и победила. Карельские кинематографисты получили немалый грант — 420 тысяч евро.
Программа приграничного сотрудничества действует в Карелии и соседней Финляндии уже много лет. Территория программы включает регионы Кайнуу, Северную Карелию и Оулу в Финляндии, республику Карелию в России. Программа стартовала после подписания международного соглашения в 2016 году, в октябре 2018 года появились первые проекты. Общий бюджет программы — 43 миллиона евро. На эти деньги (25% от России, 25% от Финляндии и еще половина от Евросоюза) самые разные люди и организации продвигают свои идеи. Общая мысль — они должны быть о качестве жизни людей, об экономике регионов, о коммуникации между всеми нами.
«Lokki по-фински — это чайка, которая живет и на море, и на суше. То есть, это история, когда мы в двух стихиях: в творчестве и в экономике, в Финляндии, и в России. Это история коммуникаций», — отметил Бабенко.
Туризм
В проекте есть отдельные направления: собственно кинематографическое и образовательное. Вместе они должны привлечь людей в профессию под названием «карельский кинематографист» и показать, что на кино можно и нужно зарабатывать. Пусть и самым опосредованным образом. Например, сейчас команда Алексея Бабенко работает над созданием кинематографического сайта filminginkarelia.com. Интернет-карта должна объединить большинство интересных с точки зрения съемок кинолокаций, на нее нанесут как известные места съемок, так и потенциальные.
— Там будет специальный раздел, допустим, про всем известный фильм «А зори здесь тихие…» В нем будет карточка проекта, где можно не просто посмотреть, где снималось это кино, а увидеть, где конкретно снимались те или иные сцены. И там, конечно, будут новые локации, которые мы будем исследовать и добавлять туда. Есть определенное направление, location-scouting, которым мы сейчас занимаемся. Мы проявляем интересные ландшафты, «проявляем» людей, истории этого места. И, конечно, поскольку проект приграничного сотрудничества — это экономическая история, мы проявляем доступность того или иного места, — рассказал Алексей Бабенко.
Режиссер отметил, что разделы, посвященные той или иной локации, будут содержать массу интересной для кинематографистов информации. Например, какие потребуются согласования с властями для съемок. При этом, по его словам, цифровая карта будет полезна не только кинематографистам, но и туристам, ресурс будет способен развивать экономику всего региона.
«Карта отразит гостиницы, кафе, базы отдыха и магазины на привлекательных маршрутах. Это раскроет Карелию с туристической и экономической сторон — покажет гостям из других регионов и стран новые места, которые они могут посетить в качестве туристов», — говорится в паблике союза кинематографистов Карелии.
Кроме того, в рамках работы над такой картой наши кинематографисты организуют киноэкспедиции, то есть, сами выезжают в интересные места, что, в свою очередь, рождает новые идеи — как для кино, так и для следующих проектов. Например, после таких поездок кинематографисты задумали сделать музейную экспозицию в формате виртуальной реальности (VR). Они купили VR-камеру, другое оборудование и решили предложить своеобразный туристический продукт.
«Мы снимаем VR с очень хорошим звуком в карельской локации. Идея в том, чтобы потом смонтированный материал показать жителю большого города. Например, мы хотели на Арбате установить стилизованный кижский купол, туда человек заходит, берет очки и вдруг оказывается на острове Кижи, — рассказывает Бабенко. — В тишине и красоте он может осмотреться на 360 градусов, увидеть природу, Карелию».
Цель такого проекта — привлечь туристов. Есть понятие ecoplacement, говорит Бабенко: в фильмах мы не только красиво показываем свою землю, но и предлагаем туристические маршруты.
Образование
Алексею Бабенко удалось договориться с Петрозаводским госуниверситетом на разработку целых образовательных программ. Как нам рассказали в Институте педагогики и психологии, летом этого года в ПетрГУ стартует программа дополнительного образования, в рамках которой можно получить профессии менеджера культуры и медиапродюсера.
«Мы столкнулись с тем, что кинематограф не развивается потому, что очень мало людей, которые мыслят себя продюсерами, которые понимают, что в Карелии можно снимать кино, можно продавать это. И университет разрабатывает специальную программу. Например, у вас есть высшее образование, вы идете и в рамках курсов переподготовки за восемь месяцев получаете второе высшее образование с корочкой медиапродюсера. Сейчас в России только два вуза делают это. Один из них в Казани», — рассказал Алексей Бабенко.
Съемки
Большая часть денег гранта ушла на покупку современного киношного оборудования. Камера за 490 тысяч рублей, свет, штативы немецкой фирмы Sachtler, объективы по 160 тысяч рублей за штуку, дистанционный фоллоу-фокус, компендиум, трейлер для съемочной группы и даже резиновая лодка с мотором (пригодится в киноэкспедициях). Всего около двух десятков наименований.
Справка:
Фоллоу-фокус (англ. Follow Focus) — устройство управления фокусировкой объектива, используемое в киносъемочных аппаратах, видеокамерах и цифровых кинокамерах.
Компендиум (от лат. compendium — сбережение; выгода) — светозащитное устройство, применяемое при профессиональной киносъемке и на телевидении.
В этом году по проекту LOKKI в Карелии и Финляндии начнут съемки трех картин. Во-первых, два режиссера — Владимир Рудак и Иван Кульнев — работают над пилотом мистического сериала под рабочим названием «Особая связь».
«Наш герой. радиоинженер советской эпохи, сталкивается с мистическими проявлениями. Ему приходится ехать в район Карелии, где он занимается изучением мистических событий. Это 50-е годы прошлого столетия, когда народ не был избалован так сильно вниманием потустороннего мира», — коротко, чтобы не спойлерить, рассказал «Республике» Владимир Рудак.
Во-вторых, Алексей Бабенко задумал экранизировать пьесу питерского автора Татьяны Катинской «Обед на двоих, приготовленный завтра». Фильм назвали «Хау а ю».
«История про женщину, сын которой уехал в Америку, — рассказал режиссер и автор сценария Алексей Бабенко. — Она хочет к нему поехать, у нее не совсем получается, потом в ее жизни появляется мужчина… Это диалоговое кино, сыграют заслуженные артисты Карелии Ирина Старикович и Дмитрий Максимов. Это люди в возрасте, в одиночестве, внутри кризиса. Время в кадре — 2008 год, тогда был кризис. Женщина теряет работу, он тоже… Эта история про то, что за любой переменой, любой статистикой стоит судьба человека. А сына в кадре не будет. Сын — в Америке».
Почти все съемки пройдут в той самой комнате, в которой ранее снимали «Ананас». Часть локаций будет на природе — для этого Бабенко организует в конце июля киноэкспедицию в Заонежье, в Великую Губу. Наконец, третья картина — финская короткометражка «Холод». Соседи задумали снять северный вестерн. В центре сюжета — встреча молодой девушки, которая счастливо живет в бедности, и богатого, но совершенно несчастного парня.
Из песчинки в жемчужину
«Основной вызов для меня был в том, чтобы поменять свое мышление, — рассказал Алексей Бабенко. — Причинять людям счастье вообще очень сложно. Первый вариант проекта LOKKI мы написали про развитие кино. Нам сказали — ребята, все классно, но программа приграничного сотрудничества не про кино. Она про уровень жизни людей в регионах, про экономику, про образование, просвещение. Пришлось меняться. Изменение мышления возможно через создание некоего ядра. У меня образ всего этого — жемчужина. Внутрь ракушки попадает песчинка. Ракушке неудобно, и она начинает обволакивать песчинку перламутром. И появляется жемчужина. В принципе, мы, и я лично, выполняем функцию этой песчинки. Пассионарную такую функцию. Что делают пассионарии? Они скребут-скребут общество, пока общество не говорит: ну ладно, что вам нужно? Возьмите.»
Запись Кинематограф как жемчужина: чем поможет кино в развитии Карелии? впервые появилась "Республика".