Как две петрозаводчанки пытались взыскать деньги за машины, «покалеченные» спиленным деревом, но подрядчик их неприятно удивил
Многие, наверное, помнят новость о том, как в апреле 2018-го года дерево, спиленное подрядчиком на улице Герцена около Экспоцентра, упало на две машины, чудом не покалечив никого из людей. Однако мало кто знает, какое продолжение было у этой «чудесной» истории. В ней ведь и в самом деле чудеса на чудесах.
Первое «чудо» выяснилось в суде, когда владелицы машин пытались взыскать с подрядчика деньги за испорченное имущество. Оказалось, что работы выполнял субподрядчик, который даже не знает человека, который пилил дерево. Его пригласили просто так, с улицы, без всяких договоров, а после ЧП он ушел, не оставив своих контактов.
Владелицы авто прошли через два суда. Согласно проведенным экспертизам, ремонт одной машины стоил порядка 300 тысяч рублей, а второй – около 200 тысяч. Петрозаводский городской суд решил, что компенсировать им ущерб должен субподрядчик (у которого ничего нет), но Верховный суд РК эту несправедливость исправил, указав, что ответчик по делу — «Финпромстрой» — фирма, с которой у города и был заключен контракт на снос аварийных деревьев.
Когда всё только случилось, сити-менеджер города Ирина Мирошник грозилась, что не оплатит «Финпромстрою» работы, так как они были произведены с грубыми нарушениями. Много позже мы поинтересовались в мэрии, остался ли подрядчик по итогу без денег? Оказывается, что нет.
— Контракт был оплачен, но с подрядчика был взыскан штраф за ненадлежащие исполнение обязательств по условиям муниципального контракта.
Сумму штрафа нам не сказали. Какой бы она ни была, пострадавшим от этого не легче. Они этих денег не увидели. Руководитель «Финпромстроя» Хенинен уплатил им только по 50 тысяч рублей каждой, — после того, как они начали активные действия в попытках привлечь его к уголовной ответственности.
Родительская зарплата
В разговоре с нашим журналистом Эрнест Хенинен был категоричен. Никакого чувства вины за непогашенный ущерб у него нет.
— Дело в том, что там люди заработать хотели, — сообщил нам директор «Финпромстроя». – Реальный ущерб составляет порядка 50 тысяч рублей по каждой машине, а насчитали в пять раз дороже. Просто кто-то на чужом горе еще и зарабатывает.
Если бы мы не следили за этой историей с того самого момента, когда дерево приземлилось на машины, могли бы даже поверить в заговор коварных женщин, пытающихся кинуть честного бизнесмена. А так, похоже, кинуть пытаются именно владелиц авто.
Решение Верховного суда никак не помогло девушкам взыскать с «Финпромстроя» ущерб, потому что взыскивать внезапно оказалось нечего. Вот так бывает: фирма работала, подряды оплачивались, а денег нет.
Знаете, куда делись? Ушли на заработную плату родителям Эрнеста Хенинена, которые в своем сильно преклонном возрасте внезапно оказались сотрудниками компании (в статусе разнорабочих) с какими-то заоблачными зарплатами. Так, компания выплатила папе директора 700 тысяч рублей, а маме – 400 тысяч рублей.
— К сожалению, есть такая лазейка в законодательстве, что под зарплату сотрудникам деньги выводить можно, поэтому обеспечительные меры, которые были своевременно нами предприняты, оказались напрасными, — говорит юрист одной из пострадавших.
Сейчас история с этими выплатами рассматривается в петрозаводском городском суде. К Фемиде обратились судебные приставы, которые на протяжении долгого времени не могут ничего взыскать с Хенинена в пользу автовладелец.
Нельзя отказать
Мы долго не могли понять, почему на счетах фирмы «Финпромстрой» не появляются деньги для списания задолженности перед пострадавшими? Ведь администрация города упорно продолжает заключать с ней контракты. А всё просто: по документам это другая фирма. С тем же названием, с тем же адресом, с тем же директором, но другим ИНН. Прекрасная схема. Если завтра по их вине дерево еще что-нибудь уничтожит, или, не дай бог, кого-нибудь убьет, никто ничего платить не будет.
А всё потому, что происходящее остается безнаказанным. Уголовного дела нет, а подряды есть. Мы поинтересовались в мэрии – почему?
— Подрядная организация определяется по итогам аукциона. Пока подрядчик не внесен органами ФАС в реестр недобросовестных организаций, он вправе участвовать в закупочных процедурах, — ответили нам в администрации города. — Согласно действующему законодательству наличие у подрядчика задолженности по возмещению ущерба гражданам и организациям не является основанием для его недопуска к участию в закупке или основанием для отказа от заключения контракта с ним.
К чему это приводит? В декабре 2019-го года в Петрозаводске женщину чуть не прибило рекламным щитом. Демонтажом тогда тоже занималась компания «Финпромстрой». Как выяснилось в суде по машинам, в договорах чиновники прописывают обязанность подрядчика обеспечить безопасность работ, но совершенно не следят за выполнением этого пункта. После падения щита в мэрии вновь заявили, что оплачивать такие работы не будут.
Вот и получается замкнутый круг: фирма подвергает нас опасности, администрация экономит на этом деньги, а следственные органы бездействуют. Но так ведь и до беды недалеко!