В маске с указкой: чего ждут от учебного года учителя и родители, а чего боятся
Когда ковид только пришел в Карелию, никто и подумать не мог, что он внесет коррективы буквально во все сферы жизни. Торговля, бизнес, общепит, путешествия, свадьбы и похороны. И даже — образование. Когда детей отправили на внеплановые каникулы, то, что происходило дальше (и происходит сейчас) даже не предполагалось.
Однако новые времена — новые решения. И решения эти приходится принимать, что называется, «на коленке», не имея ни опыта подобных ситуаций, ни даже опробованных сценариев. Учений не было, поэтому проверить, грамотными ли оказались принятые схемы, удастся только в конце года — выставляя оценки.
Но тот факт, что почти все решения властей, оказались непопулярными, неоспорим. С другой стороны, все они буквально навязаны новоизобретенными правилами федерального Роспотребнадзора.
Вторая смена
Уже стало известно, что второй смены в карельских школах станет больше. Насколько — не понятно. Дело в том, что теперь, по новым правилам, не дети будут ходить к учителям в кабинеты, а учителя в разные классы. Представить, какое влияние окажет это, к примеру, на качество уроков химии, физики, биологии, не сложно. А раз «миграция» учеников запрещена, встает вопрос — как разместить всех.
Обсуждая вторую смену с министром образования РК, глава Карелии отметил — это все-таки лучше, чем дистанционное обучение. Родители не смогут бесконечно сидеть дома, выполняя роль классных дам и учителей физкультуры. Действительно, многие родители из тех, с кем мы поговорили на эту тему, ждут 1 сентября как самого радостного дня. Потому что наконец-то можно будет поручить заботы о школьниках школе.
Министр Роман Голубев тогда, на заседании, посвященном учебному году, робко заметил, что пожелания родительской общественности, конечно, надо учесть. На что губернатор довольно жестко заметил — это не навсегда (действительно, все регламенты пока приняты до конца этого года — не учебного, а календарного). Да и что тут учитывать, если в школах элементарно не хватает помещений.
Всем стоять — температурный контроль
Еще одно значимое решение касается организации самих занятий. По правилам Роспотребнадзора, детские потоки никак не должны пересекаться. Как это сделать — головная боль школьных администраций. В каждой искали свое решение. В некоторых время начала занятий для каждой параллели обозначили свое. В результате, например, первоклашки приходят на занятия к 8.30 утра, а третьеклассники — к 7.45.
«Мы живем в новом квартале на Кукковке. До школы нам — полчаса ходу, и это не зимой, — объяснила Татьяна, мама ученика третьего класса одной из городских школ. — Зимой, соответственно, минут 40-45. Раньше уроки начинались к 8.20. Это во сколько мне надо встать самой и поднять ребенка, чтобы к 7.45 он был в школе?».
При этом родителям в школу вход запрещен. А это значит, что и самым маленьким придется управляться с переодеваниями и прочей рутиной самостоятельно.
Перед уроками у всех школьников должны измерять температуру. Дело это, как уже знает каждый, хоть раз за время пандемии посетивший поликлинику, недолгое и нехитрое. Но одно дело — проверять температуру у сознательного девятиклассника. Другое — у второклашки в зимней шапке, который все дорогу от дома бежал бегом.
Предполагается, что ребенка с температурой до занятий не допустят. И часть родителей этому откровенно рада. «У нас как эпидемия ОРВИ, так все с соплями у младшей в классе. А что поделать? Сидеть на больничном из-за простуды? — поделилась мнением Светлана, мама двух девочек, одна из которых учится в четвертом классе, вторая — в восьмом. — Многие не хотят, конечно. Но теперь хоть можно успокоиться. Если, конечно, родители, которым девать ребенка некуда, не начнут его с утра жаропонижающим кормить».
Учителям все новации, связанные с вирусом, добавили проблем. «Придется держать в голове огромный объем информации. Через какой вход дети должны войти, как отвести в столовую. А ведь я могу замещать еще руководителя другого класса. Никто не отменял и дежурств по этажам. Как все это удержать в голове и не сойти с ума?», — делится беспокойством учитель петрозаводской школы.
Всегда будь в маске
Что делать с учителями — было не ясно до последнего. Носить им маски или не носить? С одной стороны, маска — лучшее средство профилактики инфекции. С другой — мало кто отважится восемь часов разговаривать сквозь повязку на лице. Поэтому было решено: маски можно не носить. При соблюдении социальной дистанции.
«Это, конечно, дикость, — прокомментировала Евгения, педагог младших классов. — Мне, простите, надо вокруг себя круг чертить, как Хоме Бруту от нечисти? Если я закрою лицо, дети перестанут меня слышать и слушать. А без маски я не могу ни подойти к ученику, ни позволить ему приближаться к себе. Тогда как вокруг учителя на переменах традиционно водят целый хоровод».
Еще один учитель, преподающий иностранные языки, тоже не знает, как быть с масками. «Если мне что-то нужно объяснить ребенку, мне надо надеть маску. А как мне ставить фонетику? Сквозь маску? К концу года я получу детей с таким произношением, что уже сейчас страшно».
Поварам и техничкам также велено обзавестись масками. Но, как показывает практика, носить маску и носить ее правильно — это совершенно разные понятия.
Будут ли знания?
Уже в сентябре этого года школьников ждет сразу несколько проверок знаний. В начале первой четверти учителям нужно будет оценить, насколько школьники справились с тем объемом знаний, которые они должны были получить во время домашнего обучения. В середине сентября для учеников 4-9 классов пройдут всероссийские проверочные работы. Вообще их должны были провести в конце прошлого учебного года, но не успели. А ведь ВПР включают задания и по ранее пройденному материалу.
Некоторые учителя, согласившиеся поговорить с нами, готовятся к худшему. «Понятно, как многие ученики сдавали все эти дистанционные тесты и контрольные, сидя дома, — отметила преподаватель английского. — Когда я вижу, что у ребенка, который знал материал на тройку, и то с минусом, вдруг все тесты — без ошибок, сразу понятно, чья это заслуга. А в первой четверти опять пойдут тройки стройными рядами. И ко мне, как к педагогу, возникнет вопрос — в чем дело?».
«Знаний не будет. Это уже понятно. Время, которое должно было быть посвящено освоению нового материала, придется уделять повторению. Хотя, боюсь, повторением это можно будет назвать с большим трудом», — говорит преподаватель иностранных языков.
Мы также побеседовали с Григорием Сузи, учителем истории гимназии №17 Петрозаводска. «Нельзя исключить, что многие показатели снизятся. Дистант не был сознательным выбором ни учителей, ни родителей, ни учащихся. Поэтому, если бы оценивали знания, полученные во время дистанционного периода учебы, к сожалению, у части школьников результаты были бы ниже, чем те, что они получили бы в ходе традиционного изучения в школе, под руководством и контролем учителя».
Безусловно, есть некоторое количество учеников, если говорить о старших классах, которые и на самоизоляции времени не теряли, и сумели извлечь максимальные выгоды из обучения на дому. «Тем, кто нацелен на учебу, у кого высок уровень самодисциплины, это время пошло на пользу, — полагает учитель года 2020. — Ученик мог сам выбрать, на чем сделать акцент в обучении. Если речь идет о выпускнике, он мог распланировать свой график, уделив профильным предметам максимальное время, а не 45 минут. Например, с теми, кто сдавал историю, мы дополнительно занимались онлайн, и результативность таких консультаций была высокой. Поэтому результаты ЕГЭ даже стали немного лучше в этом году — за счет тех, кто готовился целенаправленно в эти месяцы дистанта. Но таких, к сожалению, меньшинство».
Многие родители уверены в том, что без репетиторов дети нагрузку в этом году не вытянут. Тем более, что учителей, которые готовы действительно работать с максимальной отдачей, чтобы пройти вместе с учениками эту беспрецедентную ситуацию, мягко говоря не так много, как хотелось бы.
«Что касается увеличения числа тех, кто занимается у репетиторов, пока говорить об этом сложно — ведь основной поток формируется уже после начала учебного года. Но исключить то, что школьников, занимающихся в индивидуальном порядке, станет больше, нельзя», - полагает Сузи.
В Минобразования республики успокаивают — перегружать школьников в новом учебном году не будут. Будут корректировать программу таким образом, чтобы, фактически, объять необъятное: еще раз пройтись по тому, что было изучено самостоятельно, и успеть освоить то, что полагается в новом учебном году.
Надвигающийся учебный год пока оставляет больше вопросов, чем ответов. Дистанта быть не должно — но на всякий случай компьютеры куплены и банк онлайн-уроков готовится. Линейки разрешены — но на всякий случай не всем (и не везде, как выяснилось в последний момент).
А помимо коронавируса, который дети переносят обычно легче, чем взрослые, есть еще три штамма гриппа, которые обязательно придут в республику по традиции к зиме. Карантины по гриппу и ОРВИ тоже никто не отменял.
Все это создает чувство неуверенности и нестабильности. Причем и у учителей, и у директоров школ, и у родителей, и у самых главных участников образовательного процесса — детей. Подтверждением тому может служить то, что большой процент родителей в республике отказались от школьных покупок - как раз из-за неуверенности в том, что учебу не свернут еще раз. Обернутся ли тревоги надуманными страхами или суровой новой реальностью, сейчас сказать не может никто. Делать выводы можно будет в конце учебного года.
По большому счету, будет уже поздно. Но другого выхода просто нет. Такое традиционное начало учебного года призвано утвердить общество в мысли — как бы там ни было, коронавирус не помеха нормальной жизни. Даже если никто так на самом деле не думает.