«Сначала было страшно». Карельский режиссер снимает в Москве романтическую комедию с известными актерами
Иван Кульнев много лет развивал карельский кинематограф и снимал картины, которые потом имели успех на фестивалях. Его самая известная картина «Последний романтик» заслужила признание коллег, попала на онлайн-платформу ivi, получила несколько наград. В начале года режиссер решился на переезд в Москву. Теперь вместо камерных проектов, деньги на которые приходилось собирать всем миром, он работает над полнометражным фильмом с участием именитых российских актеров. Иван рассказал изданию «Губернiя Daily», почему он сменил Петрозаводск на столицу, что на площадке рассказывает Юрий Колокольников, сложно ли работать со звездами и приедет ли его съемочная группа в Карелию.
Я долгое время жил и снимал фильмы в Карелии, но в какой-то момент уперся в потолок. Понимал, что если хочу строить карьеру режиссера в большом кино, то надо перебираться в столицу. Долго не получалось, было много страхов. В Петрозаводске у меня была репутация, а в Москве я никому не известный персонаж. Но в какой-то момент пришло осознание, что если не перееду в ближайшее время, то так на всю жизнь и останусь региональным режиссером.
Встретил 2020 год уже в Москве. Очень быстро адаптировался. Распаковалось очень много энергии. Передо мной открывались большие возможности. Стал ходить на разные мастер-классы, писал всем знакомым кинематографистам, что я теперь в Москве, возьмите меня в проект. Весной с одним продюсером уже стали готовиться к съемкам нового блока серий моего веб-сериала «Пиксельный разум». С другим продюсером работали над сценарием полного метра. Но потом всех внезапно закрыли. Я думал: ну всё, приехал в Москву… сижу без работы. Но время зря не терял, вместе с Владимиром Рудаком работали над разными сценариями. Один из них, «Радиус», Вова сейчас активно снимает в Карелии. В Москве я хотел просто устроиться работать в кино в любой должности. Ради опыта. Но потом как-то всё закрутилось, и продюсер предложил мне проект. После выхода фильма «Последний романтик», который я снимал в Карелии, я активно его продвигал на разных кинофестивалях. На одном из них познакомился с продюсером Георгием Малковым. Он прислал мне сценарий.
Весной из-за пандемии все проекты были заморожены. Наш полный метр перенесли на осень. Летом, когда мир стал потихоньку оживать, я попросил продюсера устроить меня в какой-нибудь проект, чтобы набраться опыта. Меня отправили на сериал «Крюк» с Юрием Колокольниковым. Там я был помощником режиссера, проводил кастинги, делал раскадровки, был на съемочной площадке. Наблюдал, учился, впитывал всё как губка. Понял, как устроена киноиндустрия изнутри. Потом меня перекинули на полный метр уже в качестве режиссера.
Это будет романтическая комедия в стиле роуд-муви, где главный герой и героиня едут на машине через всю нашу необъятную страну. Постепенно у них завязываются романтические отношения. Хороший, добрый фильм. Про потерянные мечты, про перерождение человека, про любовь. Если нас опять всех не закроют, то планируем запускаться с 15 декабря, потом небольшой новогодний перерыв, и в январе продолжим. Следующим летом или осенью выход в прокат. Сюжет, как и актеров, к сожалению, пока нельзя разглашать.
В Москве не снимают фильмы просто так. Это одно из ключевых отличий от регионального кинематографа. Всё четко просчитывается, куда и кому будут показывать и продавать. У нас в Карелии по-другому. Когда мы с большим трудом закончили свои полные метры «Последний романтик» и «Ананас» режиссера Владимира Рудака, возник вопрос: «А что дальше?» В широкий кинопрокат тебя никто не пустит. Сливать в Интернет сразу не хотелось. Поэтому приходилось отдельно договариваться с кинотеатрами и делать органичные показы. И, конечно, кинофестивали. В Москве фильм обязательно должен выходить в широкий прокат. Инвестиции должны окупаться. Иначе никто не будет финансировать следующий проект. Это абсолютно здоровая модель, которая работает во всем мире. Даже если ты снимаешь авторский фильм, ты должен понимать, для какой аудитории он предназначен.
В Карелии я не только режиссер, но также сценарист, продюсер, оператор, монтажер, буфетчик, осветитель, водитель и черт знает кто еще. «Сам снимаю, сам пою, сам билеты продаю». В столичной киноиндустрии есть четкое разделение. Видели, какие длиннющие титры в конце фильмов, на которые никто не смотрит? А там каждый человек суперспециалист в своем деле. Сейчас у меня большая команда. Операторская группа, художник по костюмам, художник по гриму, кастинг-директор, чувак, который ищет локации, и много кого еще. Режиссер должен руководить всем этим процессом. Главным критерием остается работа с актерами и в целом над атмосферой фильма. Конечно, всё под чутким руководством продюсера. Но я ему полностью доверяю, если что-то мне кардинально не нравится, высказываю свое мнение — и мы находим общее решение. Допустим, было очень много сценарных правок. Мы вместе со сценаристом много чего придумали нового, что войдет в будущий фильм.
Вначале было немного страшно, когда передо мной вдруг стали появляться актеры, которых я раньше видел только на больших экранах. Но постепенно страх стал исчезать, появились уверенность, кураж. Несмотря на то, что все актеры имеют огромный опыт, они очень внимательно слушают режиссера и с трепетом относятся к истории. Мы разбираем сценарий, персонажа, общий замысел. Потом начинаем читать, репетировать, делаем видеопробы. Актеры накидывают много разных красок. В целом это очень интересный момент, когда только-только нащупываешь персонажа, а актер пытается его на себя примерить. Со многими актерами у меня сложились хорошие взаимоотношения. Например, с Юрием Колокольниковым, с ним просто и легко. Как будто уже давно знакомы. Травит байки, как работал с Кристофером Ноланом, как у них там вообще в Голливуде всё устроено. Заряжаешься сразу на десять лет вперед. Очень понравилось работать с Агатой Муцениеце. Очень веселая и гибкая. Постоянно что-то придумывает, импровизирует. Также были Владимир Сычев, Полина Максимова, Ольга Дибцева, Александр Робак и другие. Все очень интересные и позитивные люди. Я у них много чему учусь.
Не все актеры сразу соглашаются на пробы, допустим, Владимир Вдовиченков вначале не хотел. Продюсер отправил меня с ним на личную встречу. Я, правда, как дурак опоздал на встречу, заблудился в Москве. Но в целом всё прошло хорошо, обсудили сценарий и персонажа, после чего он с удовольствием приехал уже на пробы. Как я потом выяснил, это были пробы меня как режиссера, а не актера. Конечно, есть капризные артисты, но со всеми можно договориться и найти общий язык. Я теперь понимаю, как сложно региональным актерам попасть в большое кино. Продюсеры в первую очередь смотрят на медийных персон, которых любят зрители. Но шансы есть, надо пробовать! Ко мне на кастинги приходило много неизвестных актеров, некоторые получили хорошие роли. Главное — быть в поле зрения индустрии. Какой бы ты ни был талантливый, если ты себя активно не продвигаешь, то в принципе ты никому не нужен. Такова суровая правда.
Наш проект частично будем снимать в Сочи и в других городах, возможно, даже в Карелии. Продюсерам очень интересен этот регион. Я его активно продвигаю. Не исключено, что удастся там снять часть сцен. Или в следующем проекте, который мы планируем на лето. Посмотрим. Если будем снимать в Карелии, то, конечно, всех эпизодников и актеров массовых сцен наберем из местных. Самое главное для меня теперь — это полноценная работа. Я получаю зарплату, учусь и занимаюсь любимым делом.