Министр здравоохранения Карелии назвал войной ситуацию с коронавирусом и обещал, что тесты будут делать за 48 часов
По словам министра здравоохранения Карелии Михаила Охлопкова, республиканский Минздрав завален жалобами. Основные проблемы, на которые указывают жители Карелии, — это тесты и амбулаторная помощь. Всего в сутки поступает около 200 жалоб, рассказал чиновник.
Мы стараемся их обрабатывать сразу же, — уверяет Охлопков. — У нас есть отдельные сотрудники в Минздраве, которые с ними разбираются. Я один физически бы не смог ответить всем, хотя ночью, как правило, сам смотрю сообщения во «ВКонтакте» и отвечаю.<...> Часть проблем решается немедленно, часть обращений отправляется главврачам, они их отрабатывают, мы осуществляем контроль.
Максимальный в стране ежедневный прирост заболевших Охлопков называет войной и просит относиться максимально снисходительно к сбоям в работе учреждений здравоохранения республики.
Идет война. Мы живем в условиях войны. А на войне всякое случается. Но это не системные проблемы — жителям Карелии медицинская помощь оказывается. Кстати, не только жалобы мне поступают, но и слова благодарности и поддержки в адрес лечебных учреждений и медицинских работников. Сегодня это дорогого стоит.
По словам Охлопкова, в амбулаторном звене произошло истощение ресурсов, и если в первую волну поликлиники Карелии справились с нагрузкой, то осенью — уже нет. Поликлиникам Карелии необходимы многоканальные АТС — сейчас же там установлены обычные стационарные телефоны. Кроме того, на обработку звонков требуется гораздо больше людей. Примерно через полторы недели в Карелии заработает так называемый «аудиоконтроль» — пациентам с коронавирусом, лечащимся дома, медики будут звонить и спрашивать о самочувствии.
Для того чтобы врачи-терапевты не приходили к пациентам на вызов с опозданием на сутки, нужно расширить количество бригад, считает Охлопков. Для этого в республике приостановили оказание плановой медицинской помощи, говорит министр.
Возьмем для примера 1-ю поликлинику, — говорит он. — В штате 128 врача, из них 42 сейчас сами болеют. Врачей в поликлиниках действительно не хватает, поэтому руководителям учреждений мы предлагаем, во-первых, привлечь на договорной основе сотрудников из стационаров, они есть, даже в избытке, и во-вторых, студентов из ординатуры, это те же врачи, которые могут оказывать специализированную медицинскую помощь.
Нехватка автомобилей для выезда врачей на вызовы научила Минздрав централизации автомобильного хозяйства — по словам министра, теперь в Карелии будут возвращать старую систему, «чтобы в каждой поликлинике был свой автопарк с базой в автохозяйстве Минздрава».
А вот статистика смертности от коронавируса в республике публикуется с опозданием на 2-3 недели, говорит Охлопков.
Статистику смертей мы честно отражаем. У кого коронавирус определён посмертно, попадают в статистику позже, потому что уходит время на вскрытие и патологоанатомическое заключение. В сводке они появляются иногда через 2-3 недели. Патологоанатомы – это независимые эксперты, мы им не можем указать, какой диагноз установить. В статистику попадают все, бывает, что с задержкой и только в том случае, если коронавирус стал главной причиной смерти.
Вот что о смертности в республике говорит глава штаба по борьбе с коронавирусной инфекцией Игорь Корсаков:
По поводу задержки получения результатов тестов на коронавирус Охлопков сказал, что первым пусковым механизмом к образованию задержки стала партия из нескольких сотен тестов, взятых в Президентском кадетском училище. «Второй момент — это резкое увеличение числа вызовов. Соответственно, увеличилось и число мазков. Число инфицированных растет — значит, и число показаний, чтобы брать новые мазки, тоже растет», — заявил Охлопков.
При этом раньше медики делали «лишние» мазки, говорит министр. Так он называет забор анализов у членов одной семьи, к примеру.
Раньше у всех контактных в семье брали мазки. Зачем? Если в семье кто-то болеет ковидом, то одного случая вполне достаточно, чтобы определить очаг. Если в семье есть один больной, то всех остальных мы априори считаем контактными. Если у них появляются клинические признаки ОРВИ, тогда берется мазок. То есть эти люди обязательно должны вызвать врача.
Охлопков пообещал, что в ближайшее время на определение результатов мазков будет уходить максимум 48 часов. Вскоре заболевшим также начнут выдавать бесплатные лекарства. «Даже если нет результатов тестов, но есть клинические проявления болезни, человек эти лекарства получит», — уверяет министр.
Затронул Охлопков и тему конфликтов в Республиканской инфекционной больнице. Минздрав, таким образом, впервые прокомментировал, почему бывшего главврача учреждения Ивана Белкина уволили в начале ноября.
На больницу поступали жалобы, в том числе обращения от коллектива, и мы, например, неоднократно указывали руководителю на то, что необходимо увеличить штат приемного покоя, — говорит чиновник. — И что мы видели? Там работала всего одна бригада! Только после неоднократных напоминаний руководитель увеличил количество медиков в приемном покое до двух человек, и то они просто разделяли ночь: один работал полночи, потом второй — полночи. То есть по сути это всё равно был один человек. Приемный покой не справлялся, и под окнами больницы возникала очередь из скорых. Однажды приехавшие на место контролеры Минздрава увидели под окнами РИБ 9 «скорых», которые стояли длительное время. А в это время на станцию поступали вызовы, люди ждали врачей. Тогда как решение было на поверхности: скорая помощь должна оставлять больных в приемном покое и уезжать. Проблема решалась за 5 минут — нужно было просто спустить вниз дополнительный персонал. Ну и, конечно, совершенно недопустима ситуация, когда в боксах на постоянной основе лежали пациенты. Бокс — это сортировочное место, человек там должен находиться максимум 4-6 часов.
Массового ухода медиков из РИБ не было, уверяет Охлопков (у самих медиков другая версия). Новым врачом «инфекционки» Минздрав доволен, сообщил министр.
Огромные показатели прироста заболеваемости Охлопков объясняет высокой частотой тестирования в Карелии.
Во-первых, у нас одна из самых высоких по России частота тестирования. Чем больше тестов, тем выше выявляемость, это аксиома. На сегодняшний день частота тестирования в Карелии вообще одна из самых высоких по стране: норматив составляет 192 теста на 100 тысяч населения, мы делаем практически в два раза больше тестов — 350 на 100 тыс. населения. Летом и в начале осени у нас в сутки делалось 1200—1300 тестов, максимум — 1400, сегодня мы делаем около 2000 тестов в сутки. Конечно, это повышает выявляемость.