Больница во дворце и кости мамонтов в музее.
Поставы-городок — сказочное место. Три тысячи лет здесь, на Свентянской гряде, по берегам реки Мяделки ходили мамонты. Их кости археологи доставили в местный музей. Впрочем, и сам городок готов запросто, как машина времени, отправить человека с развитым воображением лет эдак на 200-300 назад. Стоит только стать на центральной площади лицом на север — и… Реформаторы […]
Поставы-городок — сказочное место. Три тысячи лет здесь, на Свентянской гряде, по берегам реки Мяделки ходили мамонты. Их кости археологи доставили в местный музей. Впрочем, и сам городок готов запросто, как машина времени, отправить человека с развитым воображением лет эдак на 200-300 назад. Стоит только стать на центральной площади лицом на север — и…
Реформаторы Тизенгаузы
Мы на центральной площади Постав — перед архитектурным ансамблем в стиле барокко, выполненным на манер голландских городков.
— Здесь было жилье мастеровых людей, первая кирпичная застройка городка. Ремесленники трудились на мануфактурах: изготавливали гербовую бумагу, корабельные паруса, ковры, модные шляпки и многое другое. Местоположение большинства мануфактур неизвестно, но мы точно знаем, что бумажная фабрика находилась рядом с костелом Святого Антония Падуанского и Безгрешного Зачатия Пресвятой Девы Марии, — рассказывает старший научный сотрудник Поставского районного краеведческого музея Виктория Жишкевич.
Заглядываем в окна домов былых ремесленников. За ними мелькают лица современных горожан, которые по вечерам возвращаются на свои законные «квадратные метры». Интересно, не приходят ли к ним в снах те, кто жил здесь 300 лет назад?
Жилая, социальная и промышленная инфраструктура городка построена на деньги Антония Тизенгауза, владельца города. На центральной площади уже тогда были аптека (действующая и сегодня), суд, церковь, постоялые дома, трактиры, школа, где дети изучали грамоту, языки, музыку.
Такого вы еще не видели. Какие сувениры можно купить только в Беларуси?
Кто такой граф Антоний Тизенгауз? Подскарбий. Сейчас его бы назвали министром финансов Великого Княжества Литовского, общественным и политическим деятелем. Представитель древнего немецкого рода был человеком, переполненным толковыми идеями. Антоний организовал в Поставах театр: пригласил артистов, хореографов. Вызвал из Италии известного архитектора Джузеппе де Сакко, который и стал автором проекта и «генподрядчиком» знаменитого дворца Тизенгаузов в Поставах. Однако графа-реформатора так захватили заботы об обустройстве Гродно, что он не успел завершить возведение дворца. Это сделал после его смерти, правда, много позднее, вступивший во владение Поставами внучатый племянник Антония — Константин.
Пожать руку подскарбию — к богатству
С каждым годом растет интерес путешествующих к этому уникальному городу, где прошлое увлекает и на глазах становится настоящим. Поставы вполне могли бы претендовать на звание одного из пунктов Золотого кольца Беларуси, если задумают его создать.
В городе уже работают две гостиницы, больше десятка кафе и два ресторана. Кухня на высоком уровне, обеденные залы летом заполнены местными и туристами. Да и кому будет не интересно заглянуть на чашку кофе или в парикмахерскую, открытую в домиках бывших работников мануфактур?
Чаще других в город приезжают отдыхающие на Нарочи, ведь Мядель находится всего в 30 минутах от Постав, а также остановившиеся в местных агроусадьбах — их в округе несколько десятков. Есть и путешественники из России, чаще всего из Смоленска. За первое полугодие 2023 года только в краеведческом музее побывало более 4 тысячи человек. Многие приезжают в надежде на правдивость поверья, будто можно разбогатеть, поздоровавшись за руку с бывшим министром финансов ВКЛ Антонием Тизенгаузом, отлитым в бронзе.
Ах, Поставы, ну что вы делаете с туристом! Вот и возвращается он снова и снова, однажды здесь побывав.
Дворец, больница и музей
Сегодня во дворце Тизенгаузов — городская больница. А при Константине в имении была картинная галерея, в том числе с работами Леонардо да Винчи, Рембрандта, Рубенса. Но живописные полотна и книги знатного рода вывезли во время Первой и Второй мировых войн. И как раритеты вернешь? Если бы они нашлись, город мог бы отдать весь дворец под музей. А пока лишь один из цокольных этажей занят экспозицией, посвященной Константину Тизенгаузу, Санкт-Петербургской кавалерийской школе и событиям времен Первой мировой войны, линия фронта которой много месяцев проходила через город.
Дворец прекрасно отреставрирован, сегодня в нем восстанавливают здоровье жители города и района. Думаю, что Антоний и Константин остались бы довольны тем, какую пользу оказывает их собственность. В Поставах, как и 300-200 лет назад, — все для людей.
Летом 2019 года в Поставы приезжал наследник династии Тизенгауз — Шарль де Войс.
| Тамара МАРКИНА, газета «7 дней», фото Виталия ПИВОВАРЧИКА.