Эстония до сих пор не заключила соглашение с адвокатом задержанного в Псковской области сотрудника спецслужб
Встречи назначенного российским государством адвоката Евгения Аксёнова со своим подзащитным - сотрудником Полиции безопасности Эстонии Эстоном Кохвером - сейчас происходят в минимальном объеме, поскольку между защитником и эстонской стороной не заключено соглашение об оказании адвокатских услуг. Такое заявление сделал Е. Аксёнов в интервью агентству BNS, передает Postimees.
Собеседник агентства пояснил, что соглашение о платных услугах адвоката предусматривает более широкие возможности, чем бесплатные услуги назначенного государством адвоката.
«В соглашении с платным адвокатом устанавливается, например, сколько раз в неделю он должен встречаться с подзащитным, какие дополнительные документы готовить. И я бы мог встречаться с Кохвером чаще, и составлять дополнительные документы, но без такого соглашения у меня на то просто нет полномочий», - сказал Евгений Аксёнов.
По его словам, он как назначенный адвокат приходит только когда его вызывает следователь. «Кроме того, сейчас нет никаких следственных действий и мое участие идет в минимальном режиме», - добавил защитник.
Посещение изолятора, в котором сейчас находится Кохвер, по собственной инициативе для адвоката связано с рядом формальностей — нужно писать заявку, ждать в очереди, на что уходит целый рабочий день, отметил Е. Аксёнов.
Он сообщил, что он останется защитником Кохвера до тех пор, пока у того не появится платный адвокат — как те два ранее предложенных посольством Эстонии адвоката Николай Полозов и Марк Фейгин, от услуг которых он отказался в самом начале процесса.
Евгений Аксёнов заверил, что все, что он должен делать как назначенный государством адвокат, он сделал в интересах Кохвера — составил и передал следователю жалобы и запросы своего подзащитного, касающиеся посещения врача из Эстонии, встреч с родственниками, телефонных звонков на родину.
«Уголовный кодекс Российской Федерации определяет, что в конечном итоге решение всех этих вопросов находится в компетенции следователя. Пока на все поданные мной запросы ответов нет, они находятся на рассмотрении. И не от меня зависит, когда их рассмотрят», - сказал адвокат.
В то же время он подчеркнул, что затягивания в расследовании дела Кохвера нет — экспертизы по оружию и спецтехнике, найденных у него, уже выполнены и их результаты будут известны уже в январе следующего года. «Раньше вряд ли, поскольку приближаются новогодние праздники и сейчас в России все озабочены уже подведением итогов года», - пояснил Е. Аксёнов.
Он выразил сожаление, что в МИД Эстонии пока не прислушались к его советам по возможному смягчению судьбы Кохвера. «Ходатайствуют о встречах с родственниками, а чем это поможет делу? В то же время, в уголовном кодексе России есть положения о смягчающих обстоятельствах и эстонская сторона могла бы подать документы о том, что у Кохвера, например, вся его семья находится на его иждивении. Но мне до сего времени передали только свидетельства о браке и о рождении детей, - сказал адвокат. - Подать такую бумагу надо сейчас, пока идет предварительное следствие, потому что потом заключение следователя будет утверждать прокурор, который может учесть ее по окончании дела и вынесении приговора».
На его взгляд, смягчающим обстоятельством в деле Кохвера может быть признано и то, что он «не нанес реального ущерба России».
Евгений Аксёнов также рассказал, что до конца этого года у него обязательно состоится встреча с Кохвером, так как суд еще должен принять решение о продлении содержания его под стражей до 5 января следующего года. «Кохвера доставят в суд как минимум за час до заседания, я смогу с ним пообщаться. На следующей неделе должна состояться и его очередная встреча с эстонским консулом», - уточнил он.
Напомним, что сотрудник тартуского отдела департамента полиции безопасности МВД Эстонии Эстон Кохвер, по данным российской стороны, был задержан 5 сентября в Псковской области при проведении агентурной операции. При этом в Таллине утверждают, что Кохвер был схвачен на эстонской стороне и через границу доставлен в Россию.
Кохверу предъявлено обвинение в шпионаже (статья 276 УК РФ), санкция которой предусматривает от 10 до 20 лет колонии. 6 сентября Лефортовский суд Москвы санкционировал арест Кохвера.