«Житие» мое. «Железная женщина» Псковского отделения ВООПиК
«АиФ-Псков» продолжает расспрашивать самых видных и уважаемых жителей Псковской области о том, что они читают в Год литературы и на каких книжках выросли.
Председатель Псковского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» Ирина ГОЛУБЕВА с раннего детства много читает, потому что её бабушка преподавала в школе литературу. Как и многие, Ирина Борисовна воспитывалась на сказках – русских народных и братьев Гримм: «Но больше всего мне нравилась «Снегурочка». Я так плакала из-за того, что она бесследно растаяла!»
В подростковом возрасте Ира Голубева, опять же под влиянием семьи, научилась получать удовольствие от классической русской литературы: «У бабушки было и до сих пор хранится у меня в доме юбилейное дореволюционное издание Пушкина в кожаном переплёте с прекрасными гравюрами. Я и сегодня чувствую, как у меня мурашки бегут по спине, как вспомню картинку к стихотворению «Утопленник» («Тятя! тятя! наши сети притащили мертвеца... »).
Чуть позже будущий хранитель псковских древностей начала заниматься в кружке юных искусствоведов при Русском музее и, конечно, увлеклась специальной литературой: «Нам тогда особенно не хватало книг по иконописи, потому что они были по сути запрещены. Поэтому я начала ходить в публичную библиотеку и читать дореволюционные искусствоведческие издания – например, «Историю живописи» Бенуа».
В те же годы Ирина Голубева, по её словам, стала серьёзно интересоваться сочинениями античных авторов: «Я очень люблю Еврипида, Софокла, Аристофана и давно коллекционирую издания великих древнегреческих трагиков. В 70-е годы их часто ставили на сцене. Мне особенно запомнилась «Медея» театра имени Маяковского. Кроме того, я уже тогда познакомилась с поэзией Иосифа Бродского – сначала в самиздате, а у него в стихах очень много отсылок к античным авторам».
Средневековый героический эпос («Песнь о Роланде», «Песно о Нибелунгах») тоже до сих пор не отпускает Ирину Борисовну. Она также является большой поклонницей произведений великого философа эпохи Возрождение Николая Кузанского.
Самым любимым литературным героем Ирины Голубевой стал протопоп Аввакум из им же самим написанного «Жития»: «Это был эмоциональный шок. У меня до сих пор наворачиваются слёзы, когда я читаю эту книгу, хотя уже ни из-за чего другого давно не наворачиваются».
На днях Ирина Борисовна в который раз перечитала «Железную женщину» Нины Берберовой: «Это ведь книга о русской Мата Хари – очень едкая, даже жёсткая. Но она, прямо скажу, поддерживает силы. А главное, написана не только очень хорошим языком, но и научно!».
Ирине Голубевой нравится, как в советской школе преподавали литературу, она считает, что надо продолжать в том же духе, но при этом поддерживать интерес к чтению видеорядом: «Да, показывать детям фильмы прямо на уроках! Например, прекрасную советскую экранизацию «Преступления и наказания» с Тараторкиным в главной роли, а потом – настолько же глубокий современный английский фильм по этому же произведению. Тогда детям непременно захочется узнать, а как в книге».