Открытое письмо актеров псковского драмтеатра министру культуры РФ
В распоряжении ПАИ оказалось открытое письмо, адресованное актерами Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина министру культуры РФ Владимиру Мединскому. Учитывая, что просьба труппы к министру обратить внимание на готовящуюся к постановке на псковской сцене документальную пьесу «Банщик» уже получила всероссийский резонанс, Псковское агентство информации считает необходимым опубликовать полный текст письма.
Приводим текст письма полностью, без купюр и правок:
«Уважаемый Владимир Ростиславович!
Говорят, вы собираетесь в Псков на совещание по реставрации Снятогорского монастыря, если так, то точно прочитаете этот небольшой текст.
Обращаются к Вам актеры Псковского академического театра, задействованные в подготовке очередной премьеры, между прочим, по госзаданию, между прочим, в государственном учреждении. Премьеры еще не было, но, по крайней, уже понятно, что нас, или вас, или, главное, зрителей - псковичей ожидает.
Воспримите это письмо как письмо - размышление, ни кляузу, ни страховку, ни рекламу себе или рекламу «документальной пьесе», а именно размышление.
Мы тут 50 лет жили в разваливающемся на глазах провинциальном театре, а теперь работаем на одной из самых современных и оснащенных площадок страны. Спасибо всем, и вам, в том числе, за это. Теперь наш театр стал интересен не только псковичам, но и столичным режиссерам. С ними и госзадание выполняем, премьеры готовим.
Вот ставим мы пьесу, идея которой понятна и замечательна - документальная пьеса о современных псковичах, материалы для которой в многочисленных интервью собирают вместе со столичным режиссером сами актеры. Казалось бы, прекрасный ход, актеры - соучастники творческого процесса.
Но в итоге сама пьеса вдруг незаметно превращается в очень типичное сегодня, предсказуемое произведение «современного искусства», ожидаемое, понятное в наших сегодняшних культурных реалиях. Понятно, что у нас будут, как принято в настоящем актуальном искусстве звучать со сцены: «на хер в жопу», многократное «говно», «блях» и прочие «иди кобыле в трещину». Безусловно, интригой для гурманов станет степень оголенности артисток, ведущих свои монологи в общественной бане. Конечно же, героини будут пить пиво и откровенно, пьянея, говорить о жизни и сексе. Вам, конечно же, уже сейчас должно быть очевидно по аналогии, что героями пьесы о псковичах в данном случае обязательно будет страдающий маленький человек, талантливый и угнетенный системой, который закончит плохо. Конечно же, типичными представителями нашего города в «документальной пьесе» будут две проститутки, сирота с трагическим детством, женщина - следователь, прапорщик, понятно без просмотра, опять же, какие у нас прапорщики. Обязательно будет жадный примитивный начальник бани и над всем этим, легким этюдом, конечно же, будет «первопричина зла и виновник страданий» - Царь-карлик.
«Злых попов» вот не будет, но мы уверены это отклонение от мейнстрима столичного продвинутого искусства в данном случае незначительно.
О режиссере, если удачно, обязательно напишут восторги либеральные газеты, власти получат по первое число от консерваторов и ревнителей морали за «аморалку и очернение на бюджетные деньги», а если в рекламном смысле повезет, то пьесу запретят к показу, или Вы кого уволите? Но это, если все получится по всем правилам искусства современного пиара в провинциальном исполнении. В итоге мы получим очередной «провинциальный скандальчик» с адресным политическим посланием на самый верх, с очередными возмущениями, жалобами, разделением на своих и чужих, плохих и хороших, дремучее мещанство и продвинутое меньшинство. Скандальчик как цель и продукт искусства.
Но мы-то о другом. Все можно объяснить и трактовать как правду жизни и свободу самовыражения, все есть правда, и любую. правду можно при желании найти, вытащить на сцену, сделать ее единственной и главной хотя бы на время и в границах зрительного зала. И это даже хорошо! Нельзя вмешиваться в отношения и в творческие процессы внутри труппы. Мы - за. И мы против любой формы идеологических составляющих госзадания, мы не хотим ставить спектакли о правильных героях в соответствии с идеологическим планом - заданием. Но мы и не хотим быть заложниками амбиций и политических предпочтений режиссера, нехотим быть невольными сторонниками похабщины, ради высоких эффектов. Нет, мы не против проституток как предмета творческого осмысления, ничего не имеем против. Можем, конечно, и раздеться, если надо, матюгнутся поставленным сценическим голосом. И даже «царя - карлика» сыграть, чтобы в соответствии с замыслом автора и режиссера все все правильно поняли. Но мы же тоже люди, граждане своего города, со своими взглядами, предпочтениями, а не филиал чьих бы то не было политических устремлений.
Так что же нужно сделать, Владимир Ростиславович, чтобы искусство прекратило быть фабрикой скандалов и разделения общества? Чтобы нам всем, своими же руками и талантами не раздергивать наших земляков и соотечественников на непримиримые враждующие группы и под прикрытием «правды жизни» не заниматься политическими манипуляциями? Чтобы искусство действительно оказалось вне политических кампаний, а внешняя цензура по-прежнему оставалась в далекой истории. Что-то надо делать, нам всем, вместе.
Актёры Псковского академического театра драмы».