Главу ФСИН просят сделать тюремные туалеты приватными
В Совете при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) возмутились необеспечением «приватности туалетов» в российских колониях и просят директора ФСИН России Геннадия Корниенко исправить ситуацию. Соответствующее обращение чиновнику направил председатель комиссии СПЧ по содействию общественным наблюдательным комиссиям (ОНК) и реформе пенитенциарной системы Андрей Бабушкин, пишет газета «Известия».
Бабушкин написал, что узнал о проблеме еще в апреле 2014 года из обращения члена ОНК Свердловской области, после чего «в ходе посещений исправительных учреждений других регионов еще раз убедился в том, что данная проблема является общей проблемой подавляющего большинства колоний». Приводя аргументы в пользу появления перегородок в тюремных туалетах, Бабушкин делает упор не на бытовую сторону вопроса, а на правовую. В частности, он ссылается на указание ФСИН 2011 года, в котором говорится «об оборудовании санитарных узлов в камерах учреждений перегородками, обеспечивающими приватность». Правозащитник также отмечает, что Уголовный кодекс гарантирует осужденным права и свободы граждан РФ (с ограничениями, установленными законодательством), а по Уголовно-исполнительному кодексу они «не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию».
«Принуждение человека отправлять естественные потребности в условиях видимости сокамерников, инспекторов по надзору, операторов системы видеонаблюдения, посетителей учреждения является разновидностью унижающего человеческое достоинство обращения, так как вызывает у человека чувства беспомощности и тревожности, приводит к возникновению психотравмирующих ситуаций», — считает правозащитник.
По его мнению, «открытость для обзора и движения воздуха мест отправления естественных надобностей» также приводит к «нарушению санитарной безопасности, включая поступление запахов в те части камеры, где люди спят, принимают пищу, читают, пишут жалобы» и «созданию конфликтных ситуаций».
«Не существует ни материально-технических, ни нравственных, ни правовых причин, по которым не мог бы быть решен вопрос об изоляции туалетных помещений в жилых камерах запираемых помещений», — делает вывод Бабушкин в конце обращения.