Генпрокуратура направила в Госдуму предложение ввести институт конфискации имущества, нажитого сомнительным путём
Генпрокуратура предложила ввести в российское законодательство институт конфискации денег или имущества in rem (вне уголовного производства), по которому нажитое может быть конфисковано, если владелец не может доказать законность такого обогащения. В частности, эту меру предлагается распространять на крупные приобретения, которые превышают официальные доходы лица. Как передаёт газета «Ведомости», соответствующие предложения уже рассматриваются в Госдуме. Об этом газета сообщала со ссылкой на предварительную версию доклада генпрокурора РФ Юрия Чайки, с который он сегодня должен был выступить в Совете Федерации.
По данным пресс-службы Генпрокуратуры, сегодня, выступая перед сенаторами, Чайка посетовал на то, что до сих пор «редко проводятся мероприятия по розыску и аресту имущества, добытого преступным путем, выявлению фактов его легализации», а также на то, что «в прошедшем году приходилось неоднократно обращать внимание прокуроров, руководителей правоохранительных органов на проблему возмещения причиненного коррупционными преступлениями ущерба». Однако о родившейся в недрах его ведомства инициативе не упомянул.
Между тем, заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев подтвердил «Ведомостям», что документ о внеуголовной конфискации имущества к ним поступил. «Такой документ есть, и он рассматривается в Госдуме, мы вместе с Генпрокуратурой работали над ним, – сказал он. - Никаких проблем [с принятием законопроекта] я не вижу, просто это новый институт в законодательстве, мы попытались при его разработке учитывать все моменты, и я надеюсь, что он будет принят».
Отметим, о том, что соответствующий документ разрабатывается, Генпрокуратура сообщала ещё в прошлом году. Предполагалось, что по заявлению прокурора суд сможет принимать решение о конфискации в доход государства денег и иного имущества, которые не являются предметом преступления, но обнаружены у подозреваемого или обвиняемого при расследовании преступлений, связанных с получением значительных доходов, если имеются достаточные данные полагать, что эти средства и имущество получены данными лицами без законных оснований.
Добавим, именно введение в Уголовный кодекс института конфискации in rem является одним из ключевых требований Группы стран против коррупции, которая ведет мониторинг исполнения Россией требований Конвенции ООН о борьбе с коррупцией. Со схожей инициативой ранее выступал известный оппозиционер Алексей Навальный, который требовал ратифицировать в России 20-ю статью антикоррупционной конвенции ООН и ввести в Уголовный кодекс статью «незаконное обогащение». Для этого он собрал в поддержку такого решения 100 тысяч подписей на сайте Российской общественной инициативы. Однако затем Минюст заявил, что такая инициатива избыточна, так как в рамках уже действующего законодательства осуществляется весь необходимый контроль. Чиновники объясняли, что введение такой статьи будет противоречить презумпции невиновности.