Почему пенсия – не приговор? Жизнь после 70 не кончается
В этом убеждена руководитель псковского отделения «Союза пенсионеров России» Светлана МЕЛЬНИЧУК.
Не для галочки
Елена Яземова, PSKOV.AIF.TU:- Светлана Андреевна, в чем видите смысл своей работы?
- В том, чтобы жизнь наших пенсионеров была насыщена интересными событиями, чтобы они чувствовали себя востребованными и могли передавать свои знания и опыт тем, кто в том нуждается. Ну и, конечно, в меру своих возможностей мы стараемся помогать пожилым людям, отстаивать их интересы.
- Сколько человек в вашей организации?
- В Псковской области – около трех с половиной тысяч, в Пскове – примерно 400. К сожалению, сейчас мы вынуждены ограничить прием новых членов, принимаем лишь самых настойчивых.
- Почему?
- Потому что принять человека в организацию – не проблема. Гораздо сложнее сделать так, чтобы он ощущал себя задействованным в ней. А членство для галочки, чтобы просто нарастить численность – это не про нас. В то же время, мы стараемся помогать и тем, кто не входит в наши ряды.
- Например, чем?
- Например, таких пенсионеров по их просьбе мы записываем на занятия «Университета третьего возраста», курсы компьютерной грамотности. Если видим, что это необходимо человеку, помогаем получить направление на санаторно-курортное лечение.
Просто позвонить
- Что же в таком случае вы вдобавок предлагаете членам вашей организации?
- В первую очередь –возможность работать и быть востребованным. Я сразу разъясняю кандидату, что членство дает не только дополнительные возможности, но и подразумевает готовность выполнять различные поручения на общественных началах.
- Но что можно поручить тому же 75-летнему пенсионеру со слабым здоровьем, который и до ближайшего магазина добирается с трудом?
- Да хотя бы общение по телефону с такими же, как он. Ведь простой доброжелательный разговор может значить очень много для одинокого человека. Знаете, сотрудники нашей городской приемной каждый свой рабочий день начинают с того, что поздравляют наших именинников с днем рождения или иной важной датой. И приятно, когда слышат в ответ: «Спасибо, меня еще даже жена не успела поздравить, а вы вот уже позвонили». А еще в нашей приемной обязательно угостят пожилого посетителя чаем с каким-нибудь пряничком. Ведь очень важно, чтобы человек видел – ему искренне рады.
- Если не секрет, на какие деньги покупаете эти «прянички»?
- Мы существуем исключительно на гранты – как областные, так и президентские. У нас нет членских взносов, не предусмотрены для нас и какие-либо целевые субсидии. Так что пишем заявки на тот или иной грант, выигрываем его либо достойно переносим неудачу – и так все время. При этом только с начала 2015 года мы уже провели более 90 различных мероприятий.
- Получается, что точнее будет назвать вас Союзом активных пенсионеров?
- Я бы даже сказала, сверхактивных. Коллеги из всероссийской организации шутят, что подарят мне огнетушитель – чтобы притушить нашу активность. Но мы действительно работаем без отдыха, не покладая рук. Зачастую самим нам чаю попить некогда.
Полотенце для хосписа
- А с какими проблемами обращаются к вам пожилые псковичи?
- Нередко у человека после того, как он вышел на пенсию, возникают серьезные проблемы в семье. Расскажу о типичном случае. Пришел к нам немолодой мужчина, багровый от гнева, и с порога заявил: «Я или повешусь, или жену убью, или отправьте меня в дом престарелых – так достала меня семья!». Объясняю, что в доме престарелых ему будет не так комфортно, как представляется сейчас. И предлагаю побывать в соцзащите и узнать у ее сотрудников подробности пребывания в этом казенном учреждении.
- И что, он сходил?
- Да. Там ему подтвердили то, что я ему и говорила. Что никто ему отдельную комнату в доме-интернате не выделит. А так как он бывший руководитель и в целом человек положительный, то, скорее всего, поселят его в одной комнате с каким-нибудь «трудновоспитуемым» подопечным с множеством вредных привычек. Заодно я сказала, что это он сам до смерти надоел своей семье, маясь от безделья. И предложила начать посещать Университет третьего возраста.
- Согласился?
- Согласился. И после того, как этот мужчина начал посещать занятия, общаться с другими «универсантами», он буквально ожил. Через пару недель после этого я позвонила ему домой поинтересоваться, как дела. Трубку взяла жена и после того, как я представилась, рассказала, что мужа просто не узнать. Мол, раньше от него ножи приходилось прятать и другие колющие предметы, а сейчас он стал спокойным, уверенным в себе. Говорит: «Я так и не поняла, то ли он в секту какую попал, то ли еще куда, но готова за этих людей свечки в церкви ставить».
- Светлана Андреевна, когда мы договаривались о встрече, вы обмолвились, что приедете на нее сразу после посещения хосписа. Вы ездили туда навещать членов вашей организации?
- Нет, сегодня я побывала там впервые. Сотрудники хосписа все мне показали, рассказали о своей работе. И подумалось: вот мы тут чаи распиваем, вечера танцев устраиваем, а ведь есть люди, которым очень нужна моральная поддержка. Причем я знаю людей в нашей организации, которые могли бы стать волонтерами в хосписе. А еще выяснилось, что в хосписе не хватает постельного белья. Так что кинем клич о помощи среди наших пенсионеров: наверняка кто-то простынку из комода достанет, кто-то – полотенце.
- То есть, собираетесь взять шефство над этим учреждением?
- Ну да, почему бы и нет?..