На злобу Дна. Город, куда ни с царями, ни со сковородками лучше не соваться
![На злобу Дна. Город, куда ни с царями, ни со сковородками лучше не соваться](http://images.aif.ru/006/286/243ab6cc9b6e298a46c02f76aed40ee6.jpg)
Власть имущим и по сию пору не пройти через этот населённый пункт, ни проехать.
В городе Дно есть и свои Черёмушки, и свой собственный, построенный некогда «гастарбайтерами» из дореволюционного Санкт-Петербурга «Невский проспект» - официально улица Невская.
Так что не такая уж это и «дыра», как некоторые, может быть, воображают, судя по названию, хоть он и находится в низине – действительно, на болотистом дне Псковской области.
Советские учебники утверждали, что на железнодорожной станции Дно в 113 километрах от Пскова оппозиционеры почти вековой давности задержали царский поезд и заставили Николая II отречься от престола.
А современные дновские краеведы хоть и рады рассказать, что это именно их революционно настроенные предки тормознули поезд последнего российского императора, но всё же нехотя признают, что отрекался от престола Николай, по всей видимости, уже в Пскове.
Железнодорожнику - кесарево
Мы разыскали в Дно человека, который хранит (конечно же, в надёжном месте) роскошный фолиант в кожаном переплёте – изданную к 100-летию Дома Романовых книгу про русских царей. По семейной легенде, эта книга прибыла в Дно в том самом царском поезде.
Евгений Плешков (пенсионер-железнодорожник) очень удивился, откуда журналистам стало известно про его сокровище, но охотно рассказал, что царская книга досталась ему от матери-учительницы истории, которая в свою очередь получила сей раритет в подарок от одного из своих учеников.
Дядя родителей этого мальчика до революции работал на железной дороге и участвовал в задержании царского поезда. А между делом государственной важности... как бы это поизящнее выразиться?..
«Стащил!» - смеясь, подсказывает Евгений Васильевич, из царского вагона богато изданный увесистый том с переложенными папиросной бумагой цветными иллюстрациями.
А может, и не стащил, а получил в подарок. Ведь дновские инсургенты вначале хотели подстроить столкновение царского литерного с грузовой «вертушкой», но местные железнодорожники оказались профессионалами до мозга костей и не допустили на вверенном им участке никаких крушений.
... Если не считать крушения российского самодержавия.
В знак покаяния о содеянном с царским поездом дновцы в 2007 году установили у себя на станции четырёхметровый деревянный крест. Рассказывают, что на эту акцию, как водится, собрали много школьников.
Сперва взрослые отстояли панихиду по невинно убиенной царской семье, а потом устремились на вокзал и в суете забыли распорядиться, чтоб туда же транспортировали крест. А когда спохватились, увидели, что дети уже тащат его по перрону на себе. Говорят, что в тот момент даже у самых убеждённых антимонархистов навернулись слёзы.
Кстати, в 2006 году на этом самом вокзале проходили съёмки телесериала «Диверсант». По свидетельству очевидцев, режиссёр очень радовался, что здание и все постройки вокруг выглядели такими аутентично обшарпанными – как будто и правда, шла война. Но с тех пор вокзал в Дно так хорошо отремонтировали, что киношники туда и носа не кажут.
Зато любители редкостей иногда наведываются в Дно поглазеть на тамошний, как считается, редкий для районных центров – сидячий - памятник Ленину. А сидячий он потому, что изначально скульптура в парке была парной: возле Ленина стоял Сталин и символически опирался своему старшему товарищу на плечо. Но после разоблачения культа личности второго вождя отпилили. А теперь и Ленину приходится туго: его то чёрной краской в ночи измажут, то лицо ему зажигалкой подкоптят.
Сковородка вместо спасибо
Может, столичным кинематографистам Дно и кажется «ямой», а для жителей ближайших к нему районных центров этот городок – всё равно что региональный Клондайк. Ведь средняя заработная плата в Дно составляет 24 тысячи рублей. И не только благодаря железнодорожным предприятиям, где некоторые специалисты «зашибают», по слухам, чуть ли не по полсотни тысяч рублей в месяц.
Правда, когда одну за другой дновские «электрички» вдруг начали отменять как нерентабельные, дновцы чуть было не «обанкротились» и даже начали не к добру припоминать своё революционное прошлое.
Ведь в 1905 году они одного такого железнодорожного начальника посадили на тележку да и закатили по рельсам прямиком в помойку. К счастью, на этот раз в дело вмешался президент и велел запустить все «электрички» заново. Так что до бунта не дошло, только билеты на пригородные поезда заметно подорожали.
Помимо железной дороги в Дно есть ещё два градообразующих предприятия: металлообрабатывающий и абразивный заводы. Так вот, на металлообрабатывающем, например, только за последние полгода уже два раза поднимали зарплату – «чтобы хоть как-то компенсировать работникам стресс от роста цен».
Зато и малый со средним бизнес в Дно развиты не очень. По мнению самих жителей, вот именно из-за сравнительно больших зарплат: мол, было бы ради чего напрягаться.
Если в Тулу негоже соваться со своим самоваром, то в Дно – со своими сковородками. Потому что металлообрабатывающий завод с некоторых пор именно на их производстве и сосредоточился.
Дновцы теперь возят свои сковородки в другие города как гостинец, а также считают незазорным отблагодарить сковородой, например, своего лечащего врача.
На дновский сковородочный завод можно устроиться только «по большому блату». А среди его работников немало продвинутых жителей других районов. К примеру, мастер литейного цеха по имени Сергей уже тринадцать лет каждый день ездит на работу из столицы соседнего района. «Потому что у нас в Порхове средняя заработная плата составляет 8 тысяч рублей, - объясняет он. – А тут я получаю... не скажу, сколько».
Из дальнейших расспросов выяснилось, что Сергею, по крайней мере, хватает денег, чтоб летом свозить всю семью на отдых в Турцию.
- В моём отделе четыре женщины, - рассказывает Ирина с того же «сковородочного» завода. – Прошлым летом только одна из нас отдыхала на даче. Ещё одна поехала в отпуск в Сочи, третья – в Анапу. А я, например, со всей семьёй отправилась в Грецию. Если в этом году на Грецию не хватит, поедем в Анапу – только и всего.
По словам Ирины, в прошлые годы руководству завода приходилось волей-неволей отправлять всех работников в летние отпуска: сковородки, как ни странно, сезонный товар и в дачную пору не пользуются спросом. Однако в этом, казалось бы, кризисном году, заказчики дновских сковородок пока почему-то и не думают сбавлять обороты. Так что, если б не скачущие цены в продуктовых магазинах, дновским сковородочникам было бы не до кризиса.
- Зато этот завод нам всю экологию портит, - ворчат незанятая на производстве сковородок 45-летняя Любовь. По её словам, цены на продукты питания в дновских магазинах не только подскочили, а всегда намного выше, чем в областном центре.
Чем же люди живут? «Огородами! – объясняет она. – Потому что если ты не на железной дороге и не на заводе, то на одну зарплату долго не протянешь. К примеру, я работаю заместителем своего начальника, а зарплата у меня – десять тысяч с хвостиком. Естественно, её мало на что хватает».
Город мечты
Если железнодорожный вокзал в Дно выглядит, как свежеиспечённый торт, то главная городская площадь – как только что заасфальтированный пустырь гаражного кооператива, в центре которой зияет чёрными дырами неостеклённых оконных проёмов какая-то развалюха.
А местные жители на свою площадь не налюбуются. Потому что ещё каких-нибудь два месяца назад через неё было ни пройти ни проехать: из-за ям и ещё из-за того, что посреди дороги торчала вздыбленная канализационная труба.
Между тем, все самые интересные дновские мероприятия проходят именно на этой площади. Причём здесь нередко выступают именитые певцы. Это потому что в Дно живёт бывший школьный учитель, а ныне известный на всю Россию поэт-песенник Игорь Фадеев – автор хитов Зары, Людмилы Сенчиной, Тамары Гвердцители и тому подобных звёзд.
Так что на 9 Мая в Дно, как обычно, состоялся грандиозный концерт. Но ещё важнее, что к 70-летию Победы площадь впервые за много лет отремонтировали. И даже разбили по её периметру клумбы, на которых опять же впервые на памяти местных старожилов были посажены пока ещё чахлые кустики.
Произошло это благодаря тому, что ранней весной в Дно побывал псковский губернатор Андрей Турчак. Рассказывают, что его пресс-секретарь тогда чуть не переломала об дновские колдобины свой каблучки, а самого главу региона так растрясло на въезде в город, что он сразу же «на кого надо наорал» и выделил дновцам деньги на дорожный ремонт.
Дороги не самая больная для дновцев тема. Из-за нехватки врачей им даже с пустяковыми болячками приходится ездить в поликлиники соседних Порховского и Псковского районов. В районе остался всего один педиатр, да и та пенсионерка. «Что дальше-то будет?» - пугаются молодые мамочки, а местные власти переживают, что с начала года трое жителей района свели счёты с жизнью и ещё трое попытались это сделать...
А вот украинская беженка Юлия с недавних пор хочет жить только в Дно и нигде больше. Когда она сюда приехала, то сперва поразилась количеству магазинов (в её родном 140-тысячном Стаханове всего два супермаркета, а в 8-тысячном Дно их пять).
Она также удивилась, какие в Дно зимой горячие батареи, и до сих пор не может привыкнуть к здешним вежливым водителям, которые загодя притормаживают у всех пешеходных переходов.
(Знающие люди объясняют, что местных лихачей удалось перевоспитать, когда несколько лет назад дновскую полицию объединили с полицией соседних Дедович. Дедовичские «гайцы» стали приезжать в Дно на дежурство, а поскольку у них с дновцами дружба врозь, то и порядка на дорогах сразу стало больше).
... Пока 28-летняя Юлия выправляла все необходимые для проживания в России справки, она, конечно, помыкалась – и по чиновникам, и по врачам из других районов. Но зато уже нашла себе в Дно работу – между прочим, дизайнера (а вы, конечно, думали, что «креаклы» востребованы только в столицах?).
В общем, Юлия заявила, что по родной Украине нисколечко не скучает, потому что в Дно «те же ямы, только в профиль». Но уже готова до хрипоты спорить с каждым, кто назовёт «ямой» сам город Дно.