«История с карантином нас взбодрила»: как бренд крафтовой мужской косметики начал выпускать антисептики
Из-за пандемии коронавируса у них перенеслись запланированные продажи косметики на известном всему миру Амазоне, но появился опыт в кризис коммуницировать с властью, не увольнять, а набирать сотрудников, покупать новое оборудование и вводить новые продукты в линейку и наращивать прибыль, несмотря на ограничения. Коммерческий директор и один из создателей бренда крафтовой мужской косметики из Пскова «IRON BARBER» Владимир Харитонов поделился рецептом как из «лимона», который подкинула жизнь, сделать прибыльный «лимонад».
-Владимир, расскажите, чем занимается ваше предприятие, и как давно?
-Мы производим качественных косметику из натуральных компонентов, улучшая и усиливая состав высокотехнологичными рецептурами. В своём арсенале мы имеем две линейки косметики: IRON BARBER и WHITE COSMETICS. А также производим продукцию по контрактному производству. Предприятие открыли в 2016 году. Занимались тем, что поставляли свою продукцию в салоны красоты и в барбершопы не только в Пскове, но и в Санкт-Петербурге, в Москве. Мы посещали все международные выставки, которые проходили на территории России, с 2018 года начали выезжать за рубеж, нам помогал российский экспортный центр.
Мы активно сотрудничаем с Фондом гарантий и развития предпринимательства (Автономная некоммерческая организация «Фонд гарантий и развития предпринимательства Псковской области» (Микрокредитная компания), - центр «Мой бизнес»). Благодаря фонду мы побывали в Казахстане на бьюти-выставке, где представляли региональную продукцию. Были планы поехать на выставки в Сингапуре и Дубае, но из-за коронавируса это всё отменилось. С помощью экспортного центра (структурное подразделение Фонда) мы должны были поставить нашу продукцию на мировую интернет-площадку Amazon. Уже собирались производить новые виды косметики и купили оборудование, но кризис разрушил планы.
Если в городе нет антисептиков, нужно их изготовить
-Что вы решили делать, когда кризис только начался?
-Все ринулись покупать маски, антисептики. Мы поняли, что ни того, ни другого нет в аптеках. Посовещались с директором по производству Степаном Манфановским и генеральным директором Сергеем Григорьевым и решили, что раз нет антисептика – нужно его изготовить и предложить. Мы приняли решение написать в Instagram губернатору Псковской области Михаилу Ведерникову о готовности в качестве социального проекта изготовить партию антисептиков для города и области по себестоимости. Губернатор поддержал инициативу. После этого посыпались заказы, мы старались делать антисептики по себестоимости, наша цель была оказать гуманитарную поддержку псковичам в сложной ситуации.
Большие компании в этот период закупали по миллиону флаконов для антисептиков, большие заводы были обеспечены заказами до сентября. Наше производство – косметическое, мы стали делать антисептики, учитывая рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Делали поставки в интернаты, в администрацию, в фирмы города Пскова. Многие из них постоянно пользуются нашей продукцией.
-Как вы смогли перепрофилировать производство?
-Люди на нашем производстве были, но косметику в прежнем количестве уже изготавливать не нужно было, поэтому решили использовать их силу для производства антисептиков. Все жалуются, что увольняют людей, а нам пришлось искать кадры дополнительно. На подработку взяли студентов, которые выполняли работу по закручиванию крышечек. Изменили режим и форму работы: по новым санитарным нормам мы ограничили посещение предприятия. Готовую продукцию стали выдавать на улице. На наше предприятие нельзя просто попасть с улицы, сотрудники не контактируют с окружающим миром, живут отдельно и добираются на работу на личном транспорте, а не на общественном.
-Несмотря на то, что бросили основную силу на производство антисептиков, косметику продавать не перестали?
-В период карантина снизились объёмы – они меньше по сравнению с тем, что было до пандемии. Всплеск после карантина будет в любом случае, когда все салоны откроются и им нужна будет продукция.
Плюсы в кризисе
-До подъёма доллара мы покупали сырьё за границей. Сейчас ведётся политика импортозамещения, мы покупаем отечественное оборудование и сырьё, и для наших клиентов мы стали более привлекательны и более конкурентноспособные по цене. Соответственно, мы ждем увеличения продаж по основному продукту, потому что клиенту стало дорого покупать за рубежом. С пандемией придется жить какое-то время, у людей сформируется привычка соблюдения гигиены, использования санитайзеров. Ими будут пользоваться чаще, чем раньше. Эту позицию мы вводим в основную линейку. Теперь у нас будет всегда - твердое и жидкое антибактериальное мыло. Сейчас купили оборудование для выпуска кремов, хотим выпустить кремы для рук, это расширяет нам границы.
Про работу «Айрон Барбер»
-Один из основных каналов сбытов – маркетплейс Wildberries. У них есть налаженная логистика.
У нас есть дистрибьюция и свои партнеры. Мы смогли добиться максимального охвата. Розничный магазин – это хуже, чем интернет площадка, особенно в режиме самоизоляции. Сейчас все идёт через доставку, курьеров. В Пскове мы сотрудничаем в основном с мужскими парикмахерскими. Есть частные клиенты, которые покупают на месте.
Недавно наша компания победила в номинации «Лучший отечественный косметический бренд». Мы резиденты всех крупных выставок в индустрии красоты. Начиная с 2018 года, мы были на всех международных выставках: COSMOROF ASIA HONG KONG 2019, International Commodity Fair 2019, Международный экономический форум 2019, InterCHARM professional 2018, 2019, Central Asia beauty expo 2019, Russian Barber week 2018, 2019, Индустрия красоты Шарм 2019.
-Прибыль не потеряли? Или есть какие-то убытки, если сравнивать с периодом до пандемии?
-Нет, не потеряли. Я как предприниматель, могу сказать, что кризис – это очень хорошее время, это время возможностей. Для некоторых он может быть губительным, а для некоторых отличная возможность взлететь еще выше. Мы свои возможности не упускаем, рано вешать нос, нужно искать положительные стороны. Мы перевели менеджеров на удаленный режим работы, все, кто не касаются производства, были переведены из производственных перемещений. Сейчас там работают только люди, которые связаны с производством. Я руковожу бизнес-процессами удаленно, для меня это очень интересный опыт, раньше я никогда этого не практиковал. Месяц отсутствовать на рабочем месте, но быть посвященным во все внутренние дела – это прекрасно, такой опыт могу отметить только как плюс.
-В период пандемии многие сотрудники теряют зарплаты, как обстоят дела с вашими работниками? Не сокращали им зарплаты?
-Ни в коем случае, люди еще больше получили, потому что было много работы. В кратчайшие сроки – за неделю организовали закуп, произвели продукцию, и готовы были отгружать. Продукция еще не была произведена, но уже вся была продана. Мы старались не завышать цены и держать хорошее качество, чтобы в дальнейшем работать и не потерять покупателя.
-Что планируете делать после того, как закончатся ограничения?
-Будем делать поставку на Амазон. У нас в планах есть постройка своего производственного помещения, потому что места нам не хватает. Мы планируем развиваться дальше и надеемся, что Фонд гарантий и развития предпринимательства поможет в этом.
История с карантином и изоляцией нас взбодрила. В результате кризиса мы получили прирост, улучшили систему электронного документооборота, наладили систему взаимодействия между отделами. Все полтора месяца мы работаем с 8 утра до полуночи несмотря на то, что удалённо. В любой отрасли можно найти окна, просто нужно работать!