Светлана Полякова: «Когда дети застревают в кабине лифта, лифтер делает все, чтобы они не боялись»
Газета «Реут» продолжает публикацию материалов из рубрики «Человек за кадром» — мы расскажем о человеке «незаметной» профессии — лифтере. О нем совсем не думаешь, нажимая кнопку вызова лифта, но стоит только оказаться один на один с непредвиденной ситуацией — и оказывается, что именно он нам необходим позарез.
ДОЛОЙ СТЕРЕОТИПЫ
Как многие из нас себе представляет лифтера? Старичок или старушка дежурят в своем маленьком помещении, расположенном в жилом доме, и наблюдают за движением лифтов. А если человек застрял в лифте, то лифтер своим ключом открывает дверцу лифта и выпускает бедолагу на волю.
На самом деле все не так. Со Светланой Поляковой я встретился у ее дома. В профессии третий год, коренная реутовчанка, моложавая энергичная женщина.
«Видите детский сад напротив нашего дома, я туда ходила. А вон школа №4, - она кивнула на здание, расположенное левее детсада. - Ее закончила в свое время».
Светлана работала кладовщиком в Москве, продавцом в Никольском, в Железнодорожном — экономистом, а лифтером стала в Реутове – это ее первая работа здесь.
ПРОФЕССИЯ ЛИФТЕР
- У нас график сутки-трое. Я непривычный к такому режиму человек, но постепенно привыкаю. А пока тяжело. Например, когда после дежурства придешь, отдохнешь, люди уже спать ложатся. Но мне нравится, – рассказала Светлана.
Рабочее место диспетчера располагается в помещении многоквартирного дома, которое выделила на первом этаже УК «ЦС-Сервис».
«Здесь есть раздевалка, туалет и все, что нужно для работы», - говорит Светлана.
Рабочий день начинается в восемь утра. Но в 7:45 сотрудник должен быть на месте.
Предыдущая смена сдает дежурство и докладывает о происшествиях, если они были, сообщает о распоряжениях начальства на новый день.
НА ЭКРАНЕ КОМПЬЮТЕРА
– Вам видны перемещения лифтов в доме?
- Перемещения – нет, но мы видим на схеме компьютера остановки и нарушения в работе лифтов. В схему разводки лифтов нашего диспетчерского пульта входят многоквартирные дома северного Реутова.
– А как вы узнаете об аварийной ситуации?
- На мониторе компьютера загорается значок аварии в конкретном доме. Я кликаю на этот значок мышкой и вижу адрес многоэтажки. Например, Комсомольская, 5, второй подъезд. Я уже знаю, что там единственный лифт, но он отображается не в виде фотографии, а схематично.
– Что чаще всего случается с лифтами?
- Застревание. Причина проблемы — сами люди. Некоторые пассажиры ведут себя неадекватно в кабине, пребывая в нетрезвом состоянии, еще, бывает, люди набиваются так плотно в кабине, что лифт отказывается работать.
Еще одна причина, это когда, в нарушение инструкции, взрослые разрешают детям прыгать в кабине лифта, беспорядочно нажимать кнопки. Одним словом, пассажиры часто не соблюдают правила эксплуатации лифта, несмотря на то что каждая кабина снабжена инструкцией.
«СПАСИБО, Я ЖДУ»
– Вы всегда знаете, где и какой лифт неисправен?
- Да. Не проходит и пяти минут, как мы звоним дежурному в организацию «Подъём-Север», обслуживающую лифты, диспетчер передает информацию специалистам-механикам. Так они узнают, в каком доме какой лифт застрял и сколько в нем людей.
После этого механик приезжает к нам на пульт за ключами и возвращается в дом. Уже у лифта механик понимает, что случилось и нужно ли ему подниматься в машинное помещение, чтобы освободить людей, или можно просто открыть ключами дверь кабинки.
– Застрявшие долго ждут освобождения «из плена»?
- По регламенту – двадцать-тридцать минут. Некоторые пассажиры волнуются, кричат. Одна женщина, оказавшись взаперти, так паниковала, что по обратной связи вызывала меня каждые полминуты. Я разговаривала с ней, успокаивала, как могла. Через полчаса механик вывел ее из лифта.
А есть и терпеливые, но сейчас это большая редкость. Вчера один мужчина сообщил по громкой связи, что застрял в лифте. Когда я ему объяснила, что минут через тридцать его эвакуируют, он сказал «спасибо, я жду», и больше не обращался.
Бывает так, что в лифте застревают дети. Тогда я разговариваю с ними, стараюсь отвлечь. Лифтер делает все, чтобы дети не боялись.
РАБОТА ПО ДУШЕ
Светлана живет в обычной двухкомнатной квартире с дочерью и ее мужем. Как говорится в тесноте, да не в обиде. В свободное от работы время она много читает. Любовь к чтению приобрела с детства.
- Читаю много и на разные темы. Раньше увлекалась, как и многие из моего поколения, детективами. Знаете, не очень люблю электронные книги. Мне нравятся бумажные, они какие-то теплые, атмосферные, нравится запах типографской краски, – рассказала Светлана.
Несмотря на ответственность, работа лифтера ей по душе. - Моя работа хороша тем, что никто не мешает. Никаких лишних людей вокруг нет, – делится Светлана. – И надеяться можно только на себя и сотрудника, который дежурит вместе со мной.
В ходе беседы Светлана неоднократно просила упомянуть в статье, что человек, попавший в затруднительное положение в лифте, никогда не остается без внимания. – Наша рука всегда на пульте, – с юмором и гордостью за свою профессию заявила она.
Владимир ОСТРОГОЖСКИЙ