Обратная сторона Мессенджеров
Последнее время чуть поубавилось запретов и ограничений, которые повсеместно вводили в связи с возможным распространением COVID-19 и которые коснулись в разной мере, но практически всех - от мала до велика.
Чего заметно прибавилось у людей за время вынужденного сидения дома, так это компьютерно-интернетовских познаний. Во многом — благодаря переживающим бум востребованности онлайн сервисам. Технически это несложно: айфонизацию и гаджетизацию провели уже практически все семьи. Так виртуальность становится реальностью. И закрепляет привычку работать «на удалёнке». Похоже, она сохранится у многих даже после ухода вируса.Что тревожит, так это резкий всплеск афер, так или иначе связанных с Интернетом: чем хуже из-за COVID-19, тем для мошенников лучше. Дня сейчас не проходит без сообщений на эту тему.
Из свежих примеров. Женщина откликнулась на броскую рекламу в соцсети и заказала лекарство. Спустя время ей позвонил мужчина, представился следователем из другого региона. Сообщил, что мошенники из организации, распространявшей лекарство, привлекаются к уголовной ответственности. И гражданка вправе обратиться в суд с заявление о возмещении нанесенного ей вреда. Звонивший предложил содействие. Дама согласилась и на услуги «адвоката», перевела «государственную пошлину». Итог — ни лекарств, ни денег.
Другая история. Некий гражданин разместил фотографии и информацию из аккаунтов официальных магазинов по продаже одежды, обуви и аксессуаров. Пользователям Интернета в переписке он сообщал, что имеет необходимые товары. Договаривался с заказчиками о стоимости и условиях оплаты, давал для перечислений номера карт. Деньги получал, а обязательств не выполнял, на звонки и sms не отвечал. За короткое время обманул по меньшей мере полтора десятка человек.
Сейчас многие, вынужденные долго находить дома, пересматривают гардероб, кладовки и антресоли. А затем размещают в соцсетях и на сайтах свои объявления о продаже переставших быть нужными вещей. Вскоре начинают им приходить сообщения с предложением «поменяться». Далее идет ссылка «для обмена».
Игнорируйте ее: уже были последнее время случаи, когда с карты, «привязанной» к телефону, тут же списывались деньги. А еще участились сообщения от имени сотрудников банка о хакерских атаках на кредитное учреждение и необходимости сделать ряд операций для сохранности средств на расчетном счете. Так банки не работают! Это тоже жульничество.
Потерянные в таких ситуациях деньги, конечно, жалко. Обидно, когда обманщики после случившегося еще и «добивают»: глумятся в веб-сообщениях над потерпевшими, радости своей не скрывая. Сейчас таких историй стало заметно больше.
Куда больше печалит оживление в период COVID-19 так называемого кибербулллинга. Другими словами — Интернет-наскоков на детей: с публикацией обидных для них постов, дискредитацией, направлением «в личку» унизительной либо угрожающей информации , взломом аккаунтов, созданием поддельных профилей. Далеко не всякий подросток, которого начинают прессовать в соцсетях, знает, как смолоду реально защитить свою «виртуальную честь». Это часто и взрослым -то не по силам.
Ситуацию осложняет то, что дети нередко «ершатся», не хотят, чтобы домашние знали, чем занимаются чада в соцсетях, с кем там общаются.
И почему дарители не обращали внимание ребят на возможный кибербуллинг, не заглядывали чуть вперед, когда вручали им всевозможные гаджеты, навороченные девайсы с постоянным доступом в Интернет и социальные сети.
В случаях, когда домашние утратили с ребятами контакт, догадываться о кибербуллинге, остается разве что по косвенным признакам. Таким, например, как потеря интереса к хобби, неоправданная агрессия, резкие перепады настроения, замкнутость. Родителям, благо сейчас они больше времени проводят с детьми, разглядеть такие изменения в поведении не составит особого труда. Что — дальше? Скорый поиск общего с ребятами языка. И далее, уже в совместной повестке дня, — блокировка в онлайне ребенка опасных пользователей, изготовление скрин-шотов поступивших угроз, сообщение о случившемся провайдеру сети…
Веб- ресурсы в карантинный период оказались очень востребованными. Повсеместно. Как никогда прежде. Вот только жаль, что помимо очевидной пользы у онлайна и его мессенджеров оказалась и обратная сторона…