Будни и чудеса доктора Глухова
О работе, учителях и учениках-коллегах нам рассказал главный травматолог-ортопед минздрава Ростовской области, кандидат медицинских наук, врач высшей категории, заведующий отделением травматологии областной клинической больницы Алексей ГЛУХОВ
Об учителе и родителях
Глухов закончил Ростовский медицинский институт в 1981 году по специальности лечебное дело. Итого стаж работы – 39 лет. К ним еще можно добавить годы учебы, во время которой он тоже постоянно работал по профессии. Своим учителем и наставником в медицине считает доцента кафедры травматологии и ортопедии Павла Федотова:– Он был кистевой хирург. Так любил свою работу, что, учась у него, я и сам заболел этой тонкой, практически пластической хирургией, где не повторяется ни одна операция, где каждый пациент – это уникальный случай.
По своей натуре Глухов уродился технарем. От отца – инженера с таганрогского «Красного котельщика» – досталась ему страсть к конструированию. Частенько они вместе что-то мастерили, в доме был целый арсенал железок. Мама – Серафима Зиновьевна – тоже работала инженером. И, кажется перед сыном не стоял выбор, кем ему стать. Но в 34 года скоропостижно скончался от инсульта отец – Вячеслав Георгиевич. Тогда Алексей и решил, что обязательно станет врачом.
– Когда я начал заниматься травматологией, соединились две мои мечты, две мои любви: работа с железками, различными конструкциями, которые сам разрабатывал и делал своими руками, и медицина, очень тонкая наука – хирургия. Вся работа, которой я занимаюсь, очень творческая: импланты самых разнообразных конструкций. Весь этот набор может кардинально изменить жизнь человека – избавить от невыносимой боли, от комплексов, от неподвижности.
Спасатели
Сегодня многие воспринимают травматологию еще по старинке – получил человек тяжелую травму, собрали его по кусочкам и все. Хотя об операциях, которые проводит Глухов, ходят легенды. Только в нашей рубрике «Мой любимый доктор» несколько его бывших пациентов рассказали потрясающие истории из своего личного опыта общения с Алексеем Вячеславовичем. А сколько их осталось за кадром: рабочий, упавший с высоты на стройке, женщина, которая до операции практически не двигалась.
Но здесь не только косточки собирают, но и сшивают нервы, сосуды, мышцы, сухожилия, делают пластику, что-то могут даже менять местами. А есть еще и ортопедический компонент: исправление неправильно сросшихся переломов, разрушенных артрозом суставов, врожденных дефектов. На высоком уровне в отделении поставлена эндоскопическая хирургия – через проколы в суставе под контролем оптики выполняются очень тонкие операции.
Буквально два дня назад Глухов выписал пациентку, которая до операции практически не могла передвигаться. Ей смоделировали мениск. На следующий день после операции она встала и пошла. Для человека это – чудо. Для хирургов-ортопедов – привычная мужская работа.
О коллегах и учениках
Коллеги Алексея Глухова – это его ученики, которых он научил всему, что умеет и каждый день практикует сам:– Они все талантливые люди, которые быстро растут как специалисты. Я готовлю себе надежных помощников, советуюсь с ними. Без них, один, я не смог бы сделать столько, сколько мы делаем вместе.
Однажды Глухов побывал на пятничной планерке в одном из крупнейших научно-исследовательских институтов, где 24 отделения докладывали обо всех операциях, которые провели за неделю. По факту все операции, которые выполняют в институте, только в меньшем объеме – там 24 отделения все-таки, а не одно, делает его команда – девять докторов. Глухов – десятый.
– Формирование коллектива – процесс сложный и трудный, порой учишь специалиста, а на поверку он оказывается не очень хорошим человеком. Или просто не хочет столько и так напряженно работать. Такие у нас не приживаются.
Жена мне говорит прямо: ты – трудоголик, сам не отдыхаешь и всех вокруг себя заставляешь так же пахать. Они не выдержат этого. Возразить нечего. Просто у нас по-другому нельзя. Кто не выдерживает, тот уходит.
Уже много лет выдерживает этот ритм Дмитрий Анатольевич Синеокий.
– Талантливый, умный, педантичный человек с хорошими руками. Его конек – хирургия кисти и стопы.
Роман Михайлович Мегидь включился в тему эндоскопической хирургии и сейчас лидирует в этом направлении. Он прекрасно протезирует, особенно его интересует эндоскопическая хирургия плеча. Быстро развивается, учит других, и я уверен, что в этой зоне благодаря ему мы многое можем.
Андрей Станиславович Никитин – моя правая рука, ему и Дмитрию Анатольевичу я могу доверить отделение, когда нахожусь в отпуске, на конференции.
Никитин великолепно оперирует, последние несколько лет вплотную занимается хирургией позвоночника. Благодаря ему эти операции мы поставили на поток.
Михаила Николаевича Гаркушу Глухов окрестил молодым дарованием.
– Когда проходил у меня интернатуру, не вылезал из отделения сутками, после ее окончания нарабатывал опыт в скоропомощном отделении. Но при этом все свободные часы проводил у нас – в операционной, старался попасть на обходы, на наши планерки. Как можно было не принять его в наш коллектив? Он не просто талантливый и работоспособный, он въедливый, настырный до такой степени, что его приходится иногда сдерживать. Но сам или с помощью коллег всегда докопается до решения проблемы. За два года работы научился практически всему, что обязан уметь делать хороший хирург-ортопед. Теперь пошел в очень сложный, по работе тяжелый сегмент: начал серьезно заниматься хирургией таза, ездил учиться в другие клиники, институты, в результате делает уникальные вещи, за которые мало кто берется по стране.
Владимир Владимирович Касьяненко – молодой талантливый хирург, великолепно выполняет эндоскопические операции, протезирование. – Я уверен, – продолжает Глухов, – что на операции он сделает все, как надо – педантично, скрупулезно, эффективно и очень щадяще.
Доктор Сергей Александрович Дудин – майор военно-медицинской службы, за его плечами Чечня. Он – военный травматолог, прошедший суровую школу госпиталя, за несколько лет стал мэтром хирургии, великолепно проводит высокотехнологичные операции по эндопротезированию.
Но всегда готов и на рутинную каждодневную работу, без которой в нашем деле не обойтись. Он охотно ездит по районам, выполняет сложные операции. Для него это привычно.
– До него далеко многим светилам, которых я видел за рубежом, – говорит Алексей Вячеславович. – Там, если хирургу не хватает какого-либо инструмента, он останавливает операцию и разводит руками – ждет, когда достанут необходимое. Дудин восполнит недостающее из подручных средств. И этому обучены все в отделении. Среди чистого поля поставьте стол, дайте обычный нож в руки, и справятся в практически любой экстренной ситуации.
Доктор Вадим Валерьевич Коростелев пришел в травматологию областной больницы из ростовского госпиталя ветеранов Великой Отечественной войны, где он учился протезировать – он все делает стабильно и уверенно, наращивает потенциал. Но уже сейчас – надежный хирург, – характеризует коллегу Глухов.
Как становятся на крыло
Двое докторов пришли в отделение недавно и еще учатся всему. Алексей Чигирев пока с личной нишей не определился, но ведь жизнь учит и заставляет искать то, что сделает тебя профи. Глухов думает его поставить оперировать на позвоночнике в паре с Андреем Никитиным.Александр Сергеевич Бойко был в свое время главным детским травматологом в областной больнице. Он – человек с большим опытом, правда, детская травматология по многим критериям и подходам отличается от взрослой. Но Бойко свои блестящие знания и навыки детского хирурга-травматолога применил в новых технологиях отделения: занимается и протезированием, и эндоскопическими операциями.
– Я вижу, что формируется прекрасный хирург-травматолог. А все вместе – надежный коллектив, выполняющий колоссальный объем работы, – сказал Глухов.
Каждый день в отделении проводится 10–12 сложнейших операций. За год оперируют 1900 пациентов. Осложнения при этом регистрируют менее чем у одного процента. Алексей Глухов вообще уверен, что работа хирурга на три четверти – работа психотерапевта. Если пациент не верит доктору, не верит в результат – толку не жди. В этом отделении врачам верят.
Все – от главного до санитарки – относятся к пациентам, как к своим близким и родным людям.
И это – тоже от Глухова.
Собранный вместе коллектив единомышленников – еще одно важное дело его жизни.