В Ростове вышла в свет книга о знаменитом новочеркасце Никандре Туркине
Еще в студенческие годы он был домашним учителем у будущего литературного классика Максимилиана Волошина. Он первым обратил внимание публики на искры гениальности в игре будущей великой русской актрисы Веры Комиссаржевской. Это с его легкой руки на кинонебосводе зажглась ярчайшая звезда Великого немого – Вера Холодная.
Звали этого человека Никандр Васильевич Туркин. Он был театральный критик, драматург, сценарист, режиссер.Впрочем, многие знали его под другой фамилией. Вернее, под творческим псевдонимом: Гранитов.
В конце XIX – начале XX века многие деятели культуры выступали под псевдонимами. У Туркина псевдоним был не один. Годы спустя к «Гранитову» добавились «Алатров» и «Дий Одинокий». Тогда это звучало не так уж экстравагантно. Вполне в духе времени.
На статьи, выходившие в донской прессе и подписанные «Гранитовым», обратил внимание Антон Павлович Чехов. Даже проживая далеко от малой родины, он читал донскую периодику с ее рассказами о местной жизни.
Однажды в поезде по дороге на Дон Чехов встретился с известнейшим российским издателем Сытиным. Для Никандра Туркина, который на тот момент не был знаком ни с одним из них, эта встреча стала судьбоносной. Ведь Чехов посоветовал Сытину разыскать местного журналиста Гранитова. Хлесткое перо! Такое и в столице пригодится!
Сытин последовал совету Чехова, и вскоре в штате редакции его газеты «Русское слово» появился журналист из Новочеркасска Никандр Туркин (Гранитов).
Это – эпизод из книги «Никандр Туркин. От Комиссаржевской до Маяковского», которую выпустил в свет издательский дом «Гранд».
Ее автор – тоже театральный критик, драматург и режиссер Алексей Климашевский. Творчество Туркина открыл для себя случайно, еще в студенческие годы, когда собирал материал для курсовой работы о «золотом сезоне» Новочеркасского театра. В этом сезоне 1893–1894 годов на его сцене блистало созвездие известных российских артистов и дебютировала молоденькая девушка из Тифлиса – Вера Комиссаржевская.
Вере КОМИССАРЖЕВСКОЙ донской казак Никандр ТУРКИН предрек большое будущее.
Читая отклики на спектакли этого сезона, хранящиеся в Новочеркасском музее истории донского казачества, Климашевский особо выделил статьи Гранитова: «До чего же хорошо пишет!». И так увлекся его личностью и творчеством, что посвятил ему и дипломную работу. Останавливаться на этом не собирался, но 1990-е годы разрушили многие замыслы…
К счастью, спустя годы Климашевскому к своему замыслу удалось вернуться и благодаря финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям издать книгу, о которой в то время и не мечталось: красивую, со множеством иллюстраций.
Ее содержание гораздо шире биографии одной, хотя бы и яркой личности. В ней множество любопытных, а порой и удивительных для наших современников деталей российской культурной жизни тех лет.
К примеру, в свой первый «сезон» в журналистике Никандр Туркин работал бесплатно. Причем это было его собственное решение. Хотелось писать предельно искренне и ни от кого не зависеть.
Эту творческую свободу Туркин обеспечил себе сам. Он происходил из небогатой многодетной казачьей семьи. С ранних лет увлекся искусством, театром, но не стал перечить отцу, когда тот выхлопотал для него войсковую стипендию для обучения в Московском межевом институте.
Отец был межевой техник. Надеялся, что сын пойдет по его стопам.
Никандр Туркин был из тех людей, которые талантливы во многом. В институте он и по профильным предметам преуспел лучше большинства других, а на занятиях по гуманитарным предметам его сочинения оценивались как образцовые.
Получив образование, Туркин вернулся в Новочеркасск, честно отработал пять лет в Областной чертежной и ушел из нее в чине титулярного советника.
Алексей Климашевский высказывает интересную версию. Он считает, что это талант дебютантки Комиссаржевской окрылил Туркина, когда тот предстал перед читающей публикой в образе театрального критика Гранитова. Хотелось свидетельствовать о явлении миру новой многообещающей актрисы, было упоительно наблюдать за ее расцветающим даром.
В свой первый сезон Вера Комиссаржевская сыграла 58 ролей. Наши современники могут решить, что это – опечатка. Ведь получается, что спектакль держался в репертуаре всего несколько дней, премьера сменялась премьерой… Зачем же нужно было публиковать отзывы на постановки, если спектакль мог исчезнуть из репертуара раньше, чем читатель дочитает о нем статью?
Репертуар действительно менялся с космической скоростью. А отзывы в прессе тех лет, вероятно, могли повлиять на выбор репертуара, создание культурной среды.
– Никандр Туркин был рыцарем театра. Он был убежден, что в большого артиста может вырасти только широко образованный человек, который неустанно расширяет кругозор, – говорит Алексей Климашевский.
Это было созвучно размышлениям Комиссаржевской о театре. Их с Туркиным дружеское общение не завершилось с отъездом актрисы из Новочеркасска. Оно продолжилось в переписке.
…Никандр Васильевич Туркин уже разменял шестой десяток, был известным театральным критиком, печатавшимся в столичных изданиях, когда встреча с земляком ознаменовала новый поворот в его судьбе. Этим земляком был организатор и директор первой русской кинофабрики Александр Ханжонков.
Сначала Туркин работал в его журнале, посвященном киноискусству, потом возглавил сценарный отдел киностудии, сам стал сценаристом и даже режиссером. Работал не только на ханжонковской кинофабрике.
В его картинах снимались Вертинский и Ольга Чехова, Маяковский.
Свои самые заметные роли в кино Владимир МАЯКОВСКИЙ сыграл в лентах нашего земляка Никандра ТУРКИНА.
Маяковский играл у Туркина главные роли в двух фильмах: «Не для денег рожденный» (русская вариация на тему «Мартина Идена» Джека Лондона, но с хорошим финалом, без самоубийства главного героя) и «Закованная фильмой» – эдакий мистический триллер. Сценарий обеих лент сочинил сам поэт.
К сожалению, ленты до наших дней не дошли. То, что о них известно, вызывает интерес. Однако Маяковский считал, что с режиссером ему не повезло. Такое в кино и театре бывает: не сошлись две творческие личности характерами, и ничего тут не поделать…
Наверно, Никандр Туркин представить себе не мог, что когда-нибудь станет персонажем пьесы, которую поставят в его родном городе Новочеркасске. Это произошло в 1994 году. Пьесу написал новочеркасский журналист Александр Биленко. Спектакль назывался «Первый сезон». Он – о дебюте на новочеркасской сцене Веры Федоровны Комиссаржевской, чье имя носит теперь этот театр. У театрального критика Туркина-Гранитова в этой истории – заметная роль.
Спектакль готовили к столетию дебюта Комиссаржевской. Книга Климашевского о Туркине на даты ориентирована не была, но успела выйти к юбилею его родного города. Просто случайность?