Что вырастет на востоке Ростовской области: бананы или саксаул?
17 июня - Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой
Недавно в СМИ прошла интересная информация. Авторы утверждали: если в Калмыкии, ряде районов Ростовской, Астраханской областей и Ставрополья применить передовые технологии и механизацию, то тут можно будет получать урожаи персиков и абрикосов, мандаринов и апельсинов. Как в Абхазии.Реально ли превратить зону рискованного земледелия в процветающий оазис?
На вопрос корреспондентов «НВ» отвечает кандидат биологических наук, заместитель председателя по науке ЮНЦ РАН, заведующий отделом изучения экстремальных природных явлений и природных катастроф Олег СТЕПАНЬЯН.
Прежде всего, нужно понять очень простую истину: чудес не бывает. Даже самые передовые технологии и суперсовременные механизмы не смогут победить пыльные бури, суховеи, засуху, эрозию почв, если не будет главного – достаточного количества воды.
Когда в 20-30-е годы прошлого века в Ростовской области начали распахивать степи, казалось, что это принесет только благо - большой хлеб для полуголодной страны.
Надеяться на повышение уровня воды в Дону не приходится.
Дон был тогда намного полноводнее, и казалось, что воды хватит на все и на всех. После распашки целины на восточных землях пришлось бороться с засухой, для чего построили Манычский каскад, а через несколько лет после войны, в 1952 году, появилось Цимлянское водохранилище.
Потом начали строительство Донского магистрального канала... И в 60-е годы на Дону за счет орошения земель подняли овощеводство, начали осваивать рисоводство. Но чуда не случилось.
Урожайность упала из-за засоления почвы - соленые воды поднимались на поверхность. Дон стал потихоньку мелеть…
Чтобы поднять урожай, стали использовать химию: не только удобрения, но и пестициды. Насекомые-вредители, конечно, гибли. Но вместе с ними стали гибнуть и другие, полезные насекомые. Начали исчезать грызуны и питающиеся ими птицы и звери. Окружающая среда стала меняться…
К середине 70-х годов уровень Дона ощутимо упал. Вода в Азовском море становилась все солонее.
В конце 80-х хотели построить канал Волга-Чограй. Цель была благая: орошать волжской водой засушливые земли Калмыкии, Ставрополья и Ростовской области. Слава Богу, помешала строительству перестройка. Она покончила не только с каналом, но и с министерством мелиорации СССР. Не стало колхозов, следивших за орошением земель…
В конце 90-х - начале нулевых на восточные земли Ростовской области стала наступать пустыня. И люди этому не мешали. Наоборот!
В те годы на востоке региона стало появляться все больше выходцев из северо-кавказских республик. Огромные отары овец паслись на землях постоянно. Овцы не просто «съели» степь, они ее вытоптали. Корни травы уже не держали тонкий слой почвы, и ее остатки унесли пыльные бури. Добавьте к этому изменившийся климат…
Сегодня проблема брошенных земель все больше занимает аналитиков многих стран. Мир стоит перед проблемой опустынивания земель. Но природа преподнесла нам еще один парадокс. Как только с территории уходит человек, природа начинает восстанавливаться. На брошенных землях чудом появляются краснокнижные растения, сюда возвращаются птицы и звери, которых здесь не видели многие годы.
Плохо это или хорошо?
По прогнозу Гидрометцентра России, недостаток влаги в почве будет наблюдаться не только на юге, но и в средней полосе России достаточно долго - примерно ближайшие лет 10. Это означает, что надеяться на повышение уровня воды в Дону не приходится.
А не будет воды - не помогут ни технологии, ни механизация. Стараясь победить природу, человек, как показывает опыт десятилетий, терпит поражение. Поэтому придется приспособиться к условиям, предлагаемым природой.
Уже сегодня в Ростовской области начаты разработки рекомендаций, как жить и хозяйствовать в условиях потепления и маловодья. Эти разработки будут включены в Стратегию социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года. Речь идет не только об особенностях орошения и влагосберегающих технологиях, идет работа над концепцией землепользования семиаридных (полузасушливых) территорий на ближайшие годы.
Ученым и специалистам предстоит указать, во что предпочтительнее вкладывать средства в предлагаемых погодных и природных обстоятельствах. В производство зерновых, выращивание кормовых трав? А, может, - в виноградарство?
Так что ответ на вопрос, не начнут ли выращивать в Ростовской области бананы, можно будет получить после сентября 2021 года. К этому моменту должен быть разработан паспорт климатической безопасности Ростовской области. С учетом его положений можно будет просчитать экономические риски и определиться, что у нас выращивать выгоднее.
Фото Аркадия Будницкого и Валерия Сипетина