Парад Победы –1945: мгновенья славы, легенды, загадки
Как это ни удивительно, но полный список фронтовиков-участников Парада Победы, который проходил в июне 1945 года в Москве, появился только пять лет назад.
Сотрудники Центрального архива Министерства обороны России рассказывали тогда в интервью, что его составление было сродни детективному расследованию.Они пришли к выводу: в 1945 году никто не подумал о том, чтобы составить такой документ и сохранить его для истории. У архивистов было несколько, говоря языком детективов, зацепок. Они изучили список награжденных медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г.», – ведь первыми накануне Парада Победы ее получили участвующие в нем посланцы трех фронтов. Потом проштудировали документы нужного периода о постановке бойцов на довольствие в Москве, множество различных приказов.
Полученные данные проверяли и перепроверяли. Допуск к некоторым личным делам предполагаемых участников этого парада был разрешен только в 2010-м году, а до этого времени сведения о них держались в секрете.
Словом, работа была проделана грандиозная. Наверняка кто-то из читателей скажет: «А не легче было пойти другим путем? Составить эти списки в регионах и передать в Москву, чтобы там уже их свели в единый? Ведь на местах все должно быть хорошо известно и про подвиги земляков, и про их участие в историческом Параде Победы».
А вот, оказывается, не факт.
– Итогом нашего многолетнего кропотливого поиска участников июньского парада в Москве стал список, в котором 16 имен, – говорит ученый секретарь Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника Татьяна ФЕДОТОВА. – В нем – наши земляки, но «земляк» – понятие растяжимое. Люди ведь нередко мигрируют. К примеру, в этот список вошел уроженец Одессы, участник героического керченского десанта Иван Москаленко. Он поселился в наших краях после войны, азовская земля стала для него родной.
В общем, если суммировать региональные списки, может возникнуть большая путаница. Да и нет гарантии, что они – полные.
– Какие воинские соединения откомандировали для участия в июньском Параде Победы 1945 года наибольшее число дончан? – спрашиваю Виктора УШАКОВА, старшего научного сотрудника Ростовского областного музея краеведения.
– Логично предположить, что это прежде всего 339-я стрелковая Таманско-Бранденбургская Краснознаменная Ордена Суворова дивизия, которая формировалась осенью 1941 года на донской земле. То есть преимущественно из уроженцев Ростовской области. Еще, конечно, нельзя не назвать 5-й гвардейский кавалерийский Будапештский Краснознаменный Донской казачий корпус. Правда, вопреки распространенному мнению, в его составе воевали не только донские казаки и даже не всегда казаки.
На парад в Москву посланцы этих соединений ехали не с Дона, а оттуда, где завершили свой боевой путь. «Таманцы» – из Берлина, 5-й Донской казачий корпус дислоцировался в районе австрийского города Фишбаха.
Строй казаков и сержантов перед отправкой на Парад Победы. Австрия. 1945 г. Фото из коллекции Ростовского областного музея краеведения.
Двести генералов приехали
– Как отбирали бойцов для участия в Параде Победы?– 15 мая 1945 года Верховный главнокомандующий распорядился подготовить и провести особый парад. Такой, чтобы участвовали в нем представители всех фронтов и всех родов войск.
Организационно решили так: каждый фронт выделяет для участия в параде в честь победы над Германией сводный полк общей численностью 1059 человек.
Главных критериев отбора было три: воинская доблесть (награжденные орденами, медалями), возраст (не старше 30 лет), рост (не меньше 176).
…Получается, что почти по Пушкину: «Все красавцы молодые, великаны удалые».
Впрочем, это правило было твердым, но не железобетонным. В документальных лентах о Параде Победы в Москве – 1945 часто упоминается уроженец Татарстана знаменитый бронебойщик Сабир Ахтямов. Его отказались включить в состав парадного полка из-за роста – 164 сантиметра. «Как на танки бросаться – так хорош, а как по Красной площади пройти – ростом не вышел», – выпалил в сердцах Ахтямов на отборочной комиссии. Это услышал генерал, и под свою ответственность распорядился этого героя, хотя с виду и не богатыря, в список включить.
А наш донской ученый доктор исторических наук Владимир Трут пишет, что на Параде Победы в одной шеренге шли бойцы 5-го Донского корпуса отец и сын Чернояровы (кубанцы, из Туапсе). Значит, и возрастной критерий мог корректироваться.
– Казаков 5-го Донского казачьего корпуса отправили в Москву санитарным пассажирским поездом с красными крестами на бортах, – продолжает Виктор Ушаков. – Почему так – мы вряд ли теперь уже узнаем. Скорее всего, в результате стечения каких-то обстоятельств.
По воспоминаниям этих бойцов, в Москве их пересадили с поезда на электричку и повезли в Болшево.
Теперь местом их «дислокации» стало военное училище связи. Разместились в его казармах и каждый день по несколько часов занимались на плацу строевой подготовкой, отрабатывали под звуки духового оркестра проход парадным маршем.
Кинокамеры на Параде Победы явно любовались мундирами кубанских казаков. Кубанцев засняли крупным планом. Они действительно были эффектны в темных черкесках в талию, оттеняющих черкески башлыках. Но и донские казаки в своей парадной форме (казанкины, хромовые сапоги со шпорами) выглядели значительно. Кто-то из москвичей решил даже: две сотни генералов приехали!
Большинство наших земляков прошли на Параде Победы пешим строем. Но казаки-конники там тоже были: в составе сводной бригады генерал-лейтенанта Кириченко. Ехали мелкой рысью под звуки мелодии песни «Полюшко-поле», которую играл оркестр.
Среди них был человек, о котором рассказывают на экскурсиях в Азовском музее-заповеднике. Это Клавдий Алексеевич Костин. В 1945-м – гвардии старший лейтенант. Особо отличился в боях за Будапешт. После войны Костин продолжил военную службу. В музейном зале о Великой Отечественной войне – его личные вещи: мундир и клинок.
Бойцы 43-го гвардейского кавалерийского полка – будущие участники Парада Победы. Австрия. 1945 г. Фото из коллекции Ростовского областного музея краеведения.
Не фронтовики – тоже с фронта
Как известно, в московском параде Победы – 1945 участвовали фронтовики и курсанты военных училищ. Сегодня это нередко понимается так, что шли парадным строем и люди воевавшие, и те ребята, которые еще не нюхали пороха и только мечтали о воинских подвигах.На самом деле и курсанты могли быть вчерашними фронтовиками. В то время даже среди суворовцев были ребята с боевым прошлым: недавние «сыны полков», юные партизаны и подпольщики.
Среди тех 16 участников Парада Победы, имена которых установил Азовский музей-заповедник, несколько курсантов. Все они воевали. Курсант 1-го гвардейского минометного артиллерийского училища им. Красина орденоносец Филипп Голубовский освобождал Севастополь… Григорий Терещенко прежде, чем получил направление в Московское Краснознаменное пехотное училище им. Верховного Совета РСФСР, участвовал в Сталинградской и Курской битвах.
Поиск сведений о земляках-участниках московского Парада Победы – 1945 давно ведет Межпоселенческая центральная библиотека Каменского района. В честь Года Памяти и Славы посвятила им страницу на своем сайте. Там есть рассказ о начальнике училища, в которое поступил азовчанин Григорий Терещенко. Это дважды Герой Советского Союза Иван Фесин. На эту должность его определили в Великую Отечественную после четвертого ранения.
Сохранилась фотография с Парада 1945 года (она вошла в двухтомник «Победители», изданный в начале 2000-х): шагает по Красной площади в парадном строю Фесин, а рядом – его курсанты. У каждого на груди – боевая награда.
Знаменосцы
Легендами и мифами обросла история с неосуществленной идеей выноса на московский парад 1945 года Знамени Победы.Кстати, это кумачовое полотнище фронтовики тогда чаще называли штурмовым флагом.
Сценарий Парада Победы поручили написать командующему войсками Московского гарнизона генералу Артемьеву. Это он был главным автором сценария исторического Парада Победы на Красной площади в ноябре 1941 года.
Проход по Красной площади со Знаменем Победы Артемьев не планировал. Эту идею выдвинул маршал Жуков, назначенный принимать июньский парад.
Есть свидетельства, что штурмовой флаг, ставший Знаменем Победы, в столицу доставила спецрейсом группа участников штурма Рейхстага, которым и предстояло пронести Знамя по Красной площади. Их с почетом встретили на аэродроме.
23 июня в присутствии маршала Жукова состоялась генеральная репетиция парада.
Увидев, как герой штурма Рейхстага капитан Неустроев в сопровождении ассистентов нес Знамя Победы, Жуков нахмурился. Зрелище – не для такого случая. Знаменный расчет в строевой подготовке оказался не силен. Сам капитан во время войны был ранен в ногу. Последствия ранения сказывались в его движениях.
Жуков передал Неустроеву через своего помощника распоряжение отвезти штурмовой флаг на вечное хранение в музей. А самому капитану выписали пропуск на гостевую трибуну.
Среди ассистентов Степана Неустроева на репетиции Парада Победы сегодня часто называют Алексея Береста.
Это имя жителями Донского края воспринимается по-особому. Берест жил в Ростовской области с послевоенных лет. Его здесь считают своим недооцененным земляком: на долю храброго лейтенанта выпало гораздо меньше наград и славы, чем он заслужил.
В той знаменной парадной «четверке» лейтенанта Алексея Береста не было. Только капитан Степан Неустроев, сержанты Михаил Егоров, Мелитон Кантария и Илья Съянов. Еще для возможного участия в Параде Победе прилетел в Москву вместе с ними лейтенант Константин Самсонов, но в репетиции не участвовал.
А Береста не было в те дни не только на репетиции парада, но и в самой Москве. Ему поручили другое важное дело. Назначили начальником эшелона, который вез из Германии на родину угнанных на принудительные работы советских людей.
Пройдет двадцать лет, и Знамя Победы все же пронесут по Красной площади столицы. Это произойдет на параде в честь Дня Победы 9 мая 1965 года.
Знаменосцем на этот раз будет уже полковник Константин Самсонов, его ассистентами – Егоров и Кантария. Теперь все они были почетными ветеранами. Никто не ждал и не требовал от них, чтобы шагали, как отличники строевой подготовки.
Алексея Береста на этот парад не пригласили.
Спустя еще пять лет он совершит свой последний подвиг. Спасет ценою своей жизни ребенка. Выхватит из-под колес мчащегося поезда. И этой славы никто у него никогда не отнимет.
Прием-прием, парад-парад
Трудно составить список всех участников Парада Победы (включая курсантов, оркестрантов) и совершенно невозможно – участников Правительственного приема, который проходил на следующий день в Большом Кремлевском дворце. Такой список уже точно не восстановить.Этому приему предшествовал другой. Его провели после Парада Победы в специальном павильоне, установленном между Мавзолеем и Кремлевской стеной.
Здесь собрали военачальников, партийную элиту. На этом приеме, как гласят легенды, военная верхушка СССР осуществила свой давний «заговор». Командующий 4-м Украинским фронтом генерал армии Андрей Еременко, вероятно, заручившись поддержкой коллег, предложил восстановить звание Генералиссимуса и присвоить его Верховному главнокомандующему Сталину.
Историки утверждают, что такие предложения Сталин слышал с 1943 года, но душа его к этому званию не лежала. С юмором он относился к его пышности. А тут все собравшиеся выразили одобрение инициативе Еременко, и маршал Сталин махнул рукой: ну генералиссимус так генералиссимус.
Правительственный прием 25 июня 1945 года был необычайно многочисленным и демократичным. Более 1000 гостей разместили в Георгиевском зале и Грановитой палате. Среди приглашенных были и младшие офицеры, и солдаты. На этом приеме Сталин поднял знаменитый тост за здоровье людей, у которых нет завидных чинов и званий, тех, кого считают винтиками великого государственного механизма, но без которых все маршалы и командующие фронтами и армиями ни черта не стоят…
Кто из наших земляков там был, мед-пиво пил и тост Сталина слышал? Маршал Буденный, оружейник Токарев, писатель Шолохов. Но наверняка не только они.
А Парад Победы в 1945 году провели еще и в донской столице. Он состоялся 14 октября на Театральной площади.
Сведений о нем немного. Есть версия, что это была торжественная встреча вернувшихся домой бойцов 5-го Донского казачьего корпуса, и поздравить их с возвращением приезжал в Ростов маршал Буденный.
Возможно, когда-нибудь появятся поисковики, которые восстановят картину того, как все это было...