Уроки истории и уроки реализма
Статья Владимира Путина, появившаяся на днях в США, в тамошнем издании National Interest, и в нашей «Российской газете», сразу же была воспринята как историческая.
И не только потому, что автор – фигура далеко не ординарная. Один из ведущих политиков мира, Путин заслужил, чтобы к его словам прислушивались, искали и находили в них некий высший смысл.
Собственно уже поэтому статья об истоках и уроках Второй мировой войны, 75-летие Победы в которой мы отмечаем в эти дни, была обречена на всеобщее внимание. Однако на Западе исторической ее посчитали еще и в буквальном смысле – как своего рода отсыл к событиям середины прошлого века. В среде западных политиков разглядели в размышлениях российского президента только то, что хотели: вольные упражнения на тему истории. Трактовка, надо сказать, не без умысла – тем самым ослабляется звучание путинской статьи. Прячется главный ее посыл – призыв решать назревшие мировые проблемы на основе опыта взаимодействия союзников военной поры,
Впрочем, бог с ним, с западным политикумом. Сегодня там собралась спетая компания дилетантов, не стоящая мизинцев Сталина, Рузвельта, Черчилля и других лидеров антигитлеровской коалиции. Те, объединив усилия, создали систему миропорядка, минимум полвека удерживавшую планету от большой войны. А эти… Деяния этих на виду. Как и их речения, от которых непременно разобрал бы смех, когда б так грустно не разворачивались события. Вот перед ними сегодня и следовало внятно продемонстрировать нашу позицию – общую для народа и власти. Обозначить, так сказать, все красные линии, подкрепив выводы документально – и пусть переваривают информацию к размышлению. Что и было сделано. Конкретно и жестко. Без всяких там «хайли лайкли»…
Но есть у статьи и второй адресат, обращение к которому не менее, если не более важно, чем попытка раскрыть глаза на историческую очевидность западному сообществу. Речь о наших соотечественниках, с кем пережили распад Союза. Ведь кроме психологической травмы, та глобальная катастрофа ХХ века оставила в душах и мозгах людей множество мифов, занозами застрявшими там, Миф о равной ответственности за начало войны Германии и СССР – одна из таких заноз.
Сейчас уже мало кто помнит, но рассуждения на эту тему отнюдь не из-за кордона к нам пожаловали. Тридцать лет назад свое слово сказал – вы не поверите!– перестроечный Верховный Совет СССР. Он осудил пакт о ненападении, заключенный с Германией в самый канун Второй мировой. Что надо было делать в августе 1939-го вместо этого, пламенные нардепы предпочли умолчать. Но окрестив документ на западный лад «пактом Молотова-Риббентропа», недвусмысленно показали, с какой позицией смыкается их собственная.
И точно: проклятия на головы руководителей СССР предвоенной поры охотно и даже радостно подхватили наши нечаянно обретенные западные партнеры. Такого подарка от страны, избавившей Европу от фашизма, они явно не ожидали. Ведь тем самым можно было уже не вспоминать о неблаговидной роли большинства европейских держав как перед, так и в ходе войны. А все упреки и претензии в потворстве агрессору переадресовать СССР. А точнее, правопреемнице ушедшего в вечность Союза – России. Адрес средоточия мирового зла был тогда указан, увы, с нашей помощью. И с тех пор Запад не устает повторять его, пряча за этим как историческую правду, так и собственные острейшие проблемы. Оттого все наши призывы к ним вернуться к реальности, сколько ни подкрепляй их демонстрацией убойных, казалось бы, примеров и фактов – остаются воззваниями к глухим слепцам.
Вот эту очередную занозу вынимает из нашего сознания статья Путина. А заодно и дает оценку безответственным рассуждениям о якобы беспечности тогдашнего советского руководства, которое-де заигралось в партнерство с агрессором. В свое время довелось говорить мне на эту тему с отцом, проведшим на войне все ее 1418 дней. Так вот от него услышал, что ни во власти, ни в обществе в конце 30-х годов не было ни малейших иллюзий относительно отношений с гитлеровской Германией. Все знали: большая война более чем вероятна. И готовились к ней. Другой вопрос, что по всей логике Германия могла бы оказаться к ней готова где-то к 1943-44 году. И мало кто думал, что Гитлер очертя голову кинется в авантюру в июне 41-го. Но случилось то, что случилось…
Помимо прочего, надо помнить и о таком развитии событий. Как говорится, к урокам истории приходится обращаться в случае, если не получаешь от современной реальности внятных ответов на актуальные вопросы современности. А в нашем случае это важно еще и потому, что сегодня приходится обновлять правовой фундамент нашего общества. Он же не будет крепким без цементирования близкой и понятной народу идеологией. Оттого и появилась статья Путина именно сегодня, когда вспоминая о событиях военной поры, мы готовимся к голосованию по поправкам в Конституцию – одной из важнейших политических кампаний поры нынешней.