Как вызволить из тюрьмы ростовского зоолога?
Вот уже пять месяцев молодой ростовский ученый, энтомолог Александр Игнатенко оторван от родины и семьи. Поехав в тропический рай - на остров Цейлон, он оказался в страшной азиатской тюрьме.
В начале февраля нынешнего года Александр вместе с двумя коллегами, Артемом Рябовым и Николаем Килафяном отправился отдыхать в Шри-Ланка. А уже в конце февраля все трое оказались под стражей - в камере, где на каменном полу в жаре и духоте содержатся 85 заключенных. Бросили энтомологов туда по обвинению в нарушении закона, запрещающего сбор тропических насекомых в местном заповеднике, который они посетили.Тогда в карманах Игнатенко полицейские обнаружили несколько экземпляров «покойных» тропических жуков. Позже, обыскав номер, где остановились трое россиян, полицейские нашили еще около 280 мертвых жуков. Напрасно задержанные зоологи пытались объяснить, что они не ловили и не умерщвляли насекомых - тела жуков были подобраны ими на обочинах дорог и вокруг светильников, а вовсе не на заповедной территории. Все было тщетно.
Всем троим предъявлены весьма серьезные обвинения. Если они не заплатят крупный штраф - в переводе на русские деньги около 3 млн рублей, им грозит тюремное заключение сроком до 40 лет…
Тема вывоза представителей местной фауны за рубеж весьма болезненна для государства Шри-Ланка. На острове животный мир разнообразен и богат, но к его изучению местные власти иностранцев не допускают. Запрещено даже подбирать с земли красивые листья и птичьи перья. Часто под видом туристов на остров приезжают охотники за жуками. Это весьма прибыльный бизнес. Цена интересных и крупных экземпляров доходит на энтомологических рынках Москвы и Европы до нескольких тысяч долларов.
Однако среди жуков, собранных Игнатенко с друзьями, уникальных экземпляров не было. Это мнение специалистов из лаборатории систематики насекомых Зоологического института РАН после ознакомления со списком жуков, обнаруженных у российских зоологов. К тому же ростовские коллеги Игнатенко утверждают - он никогда не был замечен в коммерческой энтомологии. Но как это доказать в далекой Шри-Ланке?
…Трое россиян несколько месяцев томились в тюрьме, отвергая все предъявленные им обвинения. Суд трижды откладывался из-за пандемии коронавируса. За это время у Александра Игнатенко обострилась
хроническая болезнь. Его состояние было таким тяжелым, что его даже перевели в местную больницу.
К разрешению ситуации были подключены посольство России в Шри-Ланке, российское подразделение Международного комитета по защите прав человека. При поддержке последнего удалось освободить Рябова и Килафяна из тюрьмы под поручительство местных предпринимателей. Что касается Игнатенко, то в начале июля суд постановил вновь заключить его под стражу, несмотря на состояние здоровья…
Известно, что российский консул в Шри-Ланке держит ситуацию на контроле. Но его возможности в другом государстве не безграничны - там свои законы.
…Эта история могла сложиться иначе, если бы трое россиян перед путешествием более подробно ознакомились со сведениями о Шри-Ланки. В каждой стране есть запреты для туристов, о которых стоит узнать заранее. Особенно строго следят за этим в мусульманских странах Юго-Восточной Азии. В Сингапуре за жвачку оштрафуют на 100 местных долларов. В Индонезии за поцелуй в общественном месте можно сесть в тюрьму на 10 лет. В Малайзии запрещено фотографироваться на фоне Будды. В Шри-Ланке нельзя собирать и вывозить из страны представителей фауны, к которым относятся и жуки. Как могли профессиональные энтомологи не знать этого - непонятно…