Переезд ростовского слоненка в Москву поднял бурю эмоций
Юная азиатская слониха Эколь (зимой ей исполнилось три года) родилась в Ростове. Имя ей выбирали всем миром. В тот год (2017-й) новорожденным зоопарка давали имена на букву «Э». Поскольку 2017-й в России был Годом экологии, из множества предложенных вариантов предпочли созвучное этому году имя – Эколь.
Пока Эколь кормилась материнским молоком, она жила на временной «женской половине»: вместе с мамой и сестрой. Но настало время семью воссоединить.Это радостное, на первый взгляд, событие таит в себе опасность. Однажды маленькая слониха может превратиться в привлекательный сексуальный объект для ее родителя. Инбридинг (близкородственное скрещивание) вообще нежелателен. А тут еще и возраст…
Руководство Ростовского зоопарка задумалось о судьбе Эколь и решило, что оптимальный вариант – это переезд.
По словам директора Ростовского зоопарка Александра Жадобина, первоначально была надежда на то, что Эколь станет питомицей Казанского зоопарка. Но Казань уже договорилась о пополнении своей зоопарковой коллекции африканскими слонами.
Сразу несколько цирков (российских и зарубежных) пожелали сделать из Эколь звезду арены. Ростовский зоопарк доверил ее судьбу Большому Московскому цирку, братьям Запашным.
На своей странице в Фейсбуке он сообщил о переезде Эколь в цирк, где ей будет обеспечен хороший уход.
Реакция последовала тут же: возмущение зоозащитников, гневное заявление ЕАЗА – Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов.
ЕАЗА сообщила на своем сайте, что поступком Ростовского зоопарка чрезвычайно разочарована. Она считает, что цирк – это не то место, куда зоопаркам следует отправлять своих питомцев.
Кроме того, по мнению экспертов этой организации, слоненка слишком рано разлучили с матерью. ЕАЗА потребовала немедленно вернуть Эколь в Ростовский зоопарк.
Вскоре в Ростов пришел и официальный запрос от ЕАЗА в связи с передачей слоненка цирку.
Напомню, что весной этого года Ростовский зоопарк стал кандидатом в члены ЕАЗА. Даже такой статус (не говоря уже о полноправном в ней членстве) – это признание и престиж. Но главное: вхождение в эту организацию открывает большие возможности для межзоопаркового обмена в масштабах всей Европы, для пополнения коллекции редкими видами.
Ссориться с ЕАЗА Ростовский зоопарк, конечно, не хочет. Идти на попятную не может. Это чревато и выплатой штрафа, и все той же проблемой с размещением увеличившейся слоновьей семьи.
Ростовский зоопарк пытается найти понимание у ЕАЗА. Но вряд ли это легко.
В комментариях в соцсетях (в том же Фейсбуке) взгляды в связи с переездом Эколь высказываются диаметрально противоположные. Представителей непримиримых сторон можно условно разделить на прогрессистов и традиционалистов.
Прогрессисты называют цирки с дрессированными животными средневековьем. Отправка Эколь в Москву – это для них обращение в рабство, а дрессура – издевательство и изуверство. В использование гуманных способов дрессировки эти люди не верят.
Вопрос о том, чтобы транслировать дрессировку Эколь онлайн, если есть сомнения в методах, почему-то не поднимается. Любителей цирка с дрессированными животными эти юзеры называют интеллектуально неполноценными, историю отечественного цирка приравнивают к позору крепостного права.
Традиционалисты – за то, что историей своего цирка Россия может гордиться, а передача Эколь в цирк не идет ни в какое сравнение с тем «гуманным» решением судьбы жирафа Мариуса, который несколько лет назад продемонстрировал Копенгагенский зоопарк.
Тогда это вызвало всплеск возмущения во всем мире. Чтобы не допустить инбридинга, Копенгагенский зоопарк своего лишнего молодого жирафа (ровесника Эколь) взял и умертвил. А разделку его туши перед скармливанием хищникам превратил в открытый урок естествознания.
Братья Запашные предлагали принять Мариуса в свою цирковую семью, его готовы были приютить небольшие зоопарки, но Копенгаген счел, что его вариант – самый лучший…
Удивительно, что эту позицию поддерживают и противники передачи Эколь в цирк. Аргумент – просто фантастика: лучше не жить, чем терпеть мучения в цирке… Интересно, что ответил бы этим добрым людям жираф Мариус? Кстати, краснокнижник.
В случае перепроизводства в зоопарках животных, а также по некоторым другим причинам ЕАЗА допускает их досрочную эвтаназию. Значит, убить – можно, отправить в цирк – позор и ужас? Перевернутая какая-то логика!
В случае с Эколь раздаются голоса о том, что в семье слоненок должен был оставаться до пяти лет как минимум. В это время – он еще ребенок, который нуждается в материнской заботе.
Дети бывают разные. Даже у слонов. Мать Эколь – Синта – прибыла в Ростов из немецкого зоопарка в 2009 году в возрасте пяти лет. Уже в следующем году у нее родился первенец – Ситара. Дальше – простая арифметика. Беременность у слонов длится около двух лет. Это значит, что малышка Синта прибыла из Германии уже в интересном положении. То ли люди, то ли ее мама-слониха чего-то недоглядели… Неудивительно, что в случае с малышкой Эколь Ростовский зоопарк решил перестраховаться.
Другое дело, что ситуацию с повзрослевшим слоненком, возможно, следовало бы вынести на обсуждение и поискать ответ сообща со специалистами из разных городов и стран.
В любом случае эта история не должна заслонить собой тот факт, что Ростовский зоопарк в последнее время развивается небывалыми прежде темпами. Он хорошеет на глазах. Сбывается мечта целых поколений его посетителей о просторных вольерах для животных, смотровых площадках, о создании пространства, комфортного и для зверей, и для людей.