Никаса Сафронова выставляют в Ростове
В последний год земной шар для нас сжался до уровня квартиры, в лучшем случае – города. Мы обречены на Ростов, но уже пресыщены им, хотя и бесконечно любим. Ростов – город культурный. Я могу об этом судить хотя бы по … Читать далее
В последний год земной шар для нас сжался до уровня квартиры, в лучшем случае – города. Мы обречены на Ростов, но уже пресыщены им, хотя и бесконечно любим.
Ростов – город культурный. Я могу об этом судить хотя бы по аншлагам в наших театрах, в том числе в пору пандемии. Поверьте, не во всяком городе страны и даже мира раскупают все места на спектакли. На многих концертах и выставках тоже аншлаги. Но вот в отношении последних хотелось бы поделиться своей тревогой.
Несмотря на общий уровень культуры и интеллигентности южной столицы, несмотря на множество выставочных залов, причём весьма приличных, в Ростове всё-таки мало экспонируется подлинников великих мастеров. Зато в последнее время модными и популярными стали выставки копий знаменитых картин, выполненных в технике жикле – цифровой печати, которая, как уверяют, передаёт в точности даже структуру холста. Передаёт-то передаёт. Но вот не передаёт, как мне кажется, главного – энергетики, которая исходит от подлинника.
Скажу сразу: я не пропускаю практически ни одну значимую выставку в Ростове, в том числе выставки копий и репродукций. Считаю, что, извините, на безрыбье и рак рыба. Те, кто ходит на такие выставки, обогащает себя информацией, в том числе зрительной, расширяет кругозор. А если идти на выставку копий подготовленным, то есть уже знающим биографии авторов, их вехи творчества, посещение такой выставки будет, несомненно, интересным. Так, несмотря на какие-то огрехи, несомненно, событием в культурной жизни Ростова в своё время стали и выставки работ Фриды Кало и Диего Риверы, Винсента Ван Гога, от Мунка до Босха и других. Просветительские попытки организаторов выставки «Арт-Ростов» в плане показа «оживших картин» также заслуживают внимания и похвалы. Однако все ценители искусства понимают, что это совсем не то…
Ушедшая недавно великая Ирина Антонова, президент ГМИИ имени Пушкина, назвала наше время «эпохой репродукций».
Ведь если посудить, действительно: зачем ехать куда-то и смотреть на подлинники, если то же самое можно увидеть в Ростове? Пусть копии, но идентичные оригиналу.
Не знаю, может, это только впечатление, предубеждение, но мне кажется, что, когда смотришь на репродукции, ты совсем не получаешь того эмоционального заряда, который ощущаешь при общении с подлинником.
Как только я вырываюсь в Москву или в Питер, я обязательно иду в Третьяковку, в Пушкинский музей, в Эрмитаж, в Русский музей. Уж сколько раз там была, а всё равно, кажется, и сотой доли не увидела.
Еду куда-нибудь в Феодосию – иду к Айвазовскому. В тот же Краснодар – в краевой зал изобразительных искусств. Я уж не говорю о Лувре, Музее Прадо, Дрезденской галерее, флорентийской Академии изящных искусств… Но всё это сейчас далеко от нас. Можно только вспоминать. Однако так ли уж мы обделены?
С удовольствием хожу в галерею «Ростов» и в «Музей на Дмитровской» на все выставки. Последний сейчас, в коронавирус, перестал проводить выставки вообще, но надеюсь, что возобновит. В этих залах встречаются замечательные работы, которые удивляют. Много экспериментов, но это тоже здорово – почему нет?
Ежегодно хожу на «Арт-Ростов». Нравится смотреть не только на выставки классиков живописи, но и на современных художников, даже начинающих. Помню, в своё время Ростов встал в очередь на Шагала. Прекрасными получились выставки Дали, Шишкина, Айвазовского…
Но особенно люблю я наш Ростовский областной музей изобразительных искусств. Много раз проходила основную экспозицию – здесь немало открытий. В том числе рубенсовская «Сусанна». Считаю, что для этой картины вообще нужно отдать отдельное помещение и выставлять постоянно – настолько мощная у неё энергетика!
И на Пушкинской, и на Чехова в залах постоянно проводятся интересные выставки – даже не успеваешь побывать на всех. Вот только, кажется, ходили на Шагала, а сейчас – прекрасная выставка Никаса Сафронова. Художник большой и интересный, с непростой судьбой, обречённый скитаться по пустым душам гламура и участвовать в тусовках, но совершенно уникальный в плане разнообразия творческой манеры и стилей, что позволяет сравнить его с Ван Гогом. Кто знает, пройдут десятилетия – и имя этого художника, возможно, засияет на небосклоне великих мастеров кисти. Уже сейчас он признан во всём мире, а, кажется, в Бахрейне открывается целый музей, посвящённый его творчеству.
Никаса Сафронова связывает многое с Ростовом, Нахичеванью, а потому можно сказать, что он наш, «грековец». Тем интереснее наблюдать за становлением его как большого творца.
Выставка, конечно, шикарная, излучает тепло и энергию. А авторская техника дрим-вижн открывает новые возможности в живописи, как бесконечность вариаций в музыке.
Не совсем понравился второй зал, где демонстрируют «ожившие полотна» - некое компьютерное расслоение целого, чем много лет уже грешит и «Арт-Ростов», но там это более масштабно и информативно. Здесь же кажется куцеватым и чужеродным…
Да ещё демонстрируется на экране большого телевизора документальный фильм о Никасе Сафронове – совсем уж на проходе, да ещё и звук делать сильнее нельзя: смотрительница ругается – кто-то рядом в кабинете работает, голова трещит
Но это всё, конечно, мелочи организации, которые нисколько не умаляют ни гения художника, ни ценности его творчества.
Считаю, что нынешняя выставка Никаса Сафронова в Ростове – это значительное явление в культурной жизни нашего города.