«Золотой пес» – надежда и опора
Исполнилось три года донскому клубу владельцев собак-проводников.
ТСР с душой
Когда для инвалидов по зрению составляют индивидуальную программу реабилитации, им подбирают и необходимые ТСР.ТСР – значит «технические средства реабилитации». Есть в этом списке и собака-поводырь. Не киберпес с электронной начинкой, а настоящая собака.
Этих удивительных собак выращивают и воспитывают в Московской области: в Российской школе собак-проводников и Учебно-кинологическом центре «Собаки – помощники инвалидов».
Очередь, как правило, длиною в год. Однако ростовчанке Надежде Леонтьевой, будущей создательнице клуба «Золотой пес», неожиданно повезло. Ей предложили собаку вне очереди: лабрадора шоколадного цвета по имени Бабета. Правда, существует нюанс.
Собака прекрасно подготовлена, но испытала по вине людей стресс. Хозяин, которому ее передали, не справился с управлением живым ТСР. К тому же возвращение Бабеты в школу поручил друзьям. А те не придумали ничего лучше, как перебросить бедолагу через забор…
Надежда Леонтьева решила познакомиться с Бабетой.
Обученного четвероногого поводыря не просто передают инвалиду-очереднику. Будущий хозяин собаки две недели живет в гостинице при школе или УКЦ. Его учат выстраивать с ней отношения, заботиться о своем живом ТСР. В финале – экзамен.
Леонтьева сдала его успешно. Инструкторы-кинологи, наблюдавшие за ее общением с Бабетой, пришли к выводу, что у них хороший шанс подружиться.
То, что в душе Бабеты растаяли последние льдинки недоверия, Надежда поняла однажды в гостях. Вышла из комнаты, и собака забеспокоилась явно не только по долгу службы: где хозяйка?
А в Российскую школу подготовки собак-проводников Надежда и Бабета спустя время вернулись. Приехали на Всероссийский конкурс «Мы с хозяином вдвоем». Выступили и стали его бронзовыми призерами!
Плюс помощь большого футбола
«Собака-проводник свободу дарит нам»… Это строка из гимна клуба «Золотой пес». В идеале – так и есть. Можно еще сказать: собака-проводник раздвигает для хозяина горизонты. Однако, став владелицей такой собаки, Надежда поняла, что за эту свободу нужно бороться. И лучше, когда сообща.Эта мысль подтолкнула ее к идее создания клуба инвалидов по зрению – владельцев живых ТСР.
Еще недавно водитель автобуса, охранник в магазине или вахтер в учреждении культуры могли легко остановить у входа инвалида с его четвероногим помощником:
– С собакой запрещено!
На самом деле разрешено. И в магазин, и в автобус, и в музей. Обычно инвалиды по зрению носят с собой и текст соответствующей статьи закона, и удостоверения – свое и собаки, подтверждающие это право. Если вид документов не подействует, можно вызвать полицию. Но ведь какая нервотрепка!
Клуб «Золотой пес» с первых своих дней занялся разъяснением законного права на беспрепятственный доступ инвалидов с собаками-поводырями в общественные места. Благодаря клубу во многих магазинах, аптеках, учреждениях появились стикеры с напоминанием об этом.
А еще владельцам собак-проводников неожиданно помог большой футбол. Вернее, чемпионат мира, проходивший в России в 2018 году. В ходе подготовки к мундиалю власти попытались приблизить ростовский общественный транспорт к евростандартам. Тогда и обклеили салоны голубыми стикерами с изображением собаки-поводыря. Должно быть, и водителей насчет таких пассажиров проинструктировали.
Впрочем, до полного понимания проблем инвалидов по зрению еще далеко. И рецидивы прежнего отношения случаются, и нередко слышит инвалид требование:
– Заводите свою собаку в наморднике!
Непросто объяснить, что это не инвалид заводит собаку-поводыря в тот же автобус или магазин, а наоборот. Или что если незрячий хозяин упустит свою белую трость, его чуткий спутник без всякой команды поднимает ее и вкладывает хозяину в руку. Но как же поднять, когда в наморднике?..
«Золотой пес» настроен на долгую просветительскую работу. Не только с соответствующими службами, но с учащимися, на перспективу. Эта тема поднимается и на «Уроках доброты», которые члены клуба проводят со школьниками и студентами.
– В культпоходы ходите? – спрашиваю Надежду.
– Бываем на выставках в «Шолохов-центре», областном музее краеведения. Однажды сотрудники этого музея даже разместили в фойе наглядные материалы на тему «Я не просто собака».
– Во время культпоходов собаки всегда с вами рядом?
– Это по-разному. На музейных экскурсиях, как правило, рядом. А вот в те четыре часа, которые мы провели в аквапарке, мирно спали в выделенном для них уголке.
Собака-проводник должна уметь ждать хозяина. Другое дело, что не каждый инвалид готов разлучиться со своим проводником.
В Новосибирске члены подобного клуба ходят вместе со своими собаками-поводырями в театры. Человек занимает свое место в зрительном зале, собака ложится у его ног.
Самый популярный маршрут культпоходов клуба «Золотой пес» – в ростовскую гончарную мастерскую «Твоими глазами». Она адаптирована для занятий незрячих людей. Здесь всегда рады им и их четвероногим помощникам.
Кстати, декоративно-прикладным творчеством в клубе «Золотой пес» увлечены многие. Свидетельство того – выставка клуба, которая демонстрировалась недавно в Ростовской областной специальной библиотеке для слепых: и керамика, и бисероплетение, и плетение из бумажной соломки, – разные материалы и техники.
Гаджет или милый мокрый нос?
Клуб «Золотой пес» проводит встречи с новым поколением потенциальных владельцев собак-поводырей. Дружеские отношения сложились с батайским детским садом для незрячих и слабовидящих малышей, с новочеркасской специализированной школой-интернатом.Легко представить, какое впечатление производит на детей и взрослых непосредственное знакомство с живыми ТСР. Ведь слушая одни только истории Надежды Леонтьевой о ее Бабете трудно удержаться от восторгов: «Волшебные собаки!»
К примеру, однажды, в их первую совместную зиму, Надежда вышла с собакой из подъезда и поняла, что на улице – гололедица. «Тише», – сказала она Бабете. Собака тут же сменила темп и стала передвигаться маленькими медленными шажками.
В другой раз Бабета сошла с тротуара на обочину и этим даже немного напугала хозяйку. Оказалось: собака-проводник обходила обледенелую лестницу!
После таких рассказов редко кому из нуждающихся в ТСР не захочется обзавестись собакой-проводником. Но:
– Надо сто тысяч раз подумать, прежде чем принять такое решение, – говорит Надежда.
Собака-проводник для незрячего человека – бесценный помощник. И вместе с тем – большая ответственность, дополнительная физическая нагрузка и скорее всего – финансовая проблема.
Инвалидам по зрению выделяется на содержание их живых ТСР примерно две тысячи рублей в месяц. По нынешним ценам это – всего лишь скромная дотация. Многие владельцы собак-поводырей ради того, чтобы их четвероногий помощник был сыт, ухожен и вовремя обследован в ветклинике, попросту экономят на себе.
Порой людям представляется так, что если собаку чему-то научили, то это на всю оставшуюся жизнь.
– У наших собак – отличное базовое образование. Но они не роботы с определенным набором функций, – продолжает Надежда. – Команды, навыки надо постоянно отрабатывать. Стоит человеку неделю просидеть безвылазно дома, и это сказывается на его собаке. Можно сравнить со спортсменом, лишенным возможности тренировок.
– Основная задача собаки-проводника формулируется так: «Вести незрячего человека в правильном направлении и останавливаться, сообщая таким образом о препятствии». Не нужно быть фантастом, чтобы утверждать, что завтра ее сможет решить какой-нибудь навороченный цифровой навигатор. Вы воспринимаете такое электронное ТСР как серьезного конкурента ТСР живому?
– Разработки гаджетов для незрячих постоянно совершенствуются. Есть уже и специализированные электронные навигаторы, и ультразвуковая трость. Но… Вряд ли этот навигатор сумеет подвести незрячего человека на прогулке к скамеечке или помочь ему обойти лужу. Разумеется, не подаст выпавшую из руки трость и, конечно, не сравнится с «милым собачьим носом», который, как поется в гимне нашего клуба, будит хозяина по утрам и уже этим настраивает на позитив.
В будущем году в клубе «Золотой пес» ожидается солидное пополнение: десять жителей Ростовской области ожидают вызова за собакой-проводником.
P.S. Ростовский клуб владельцев собак-проводников «Золотой пес» стал лауреатом «Премии добра» памяти Федора Тахтамышева в номинации «Доступная среда».