Зима-2025. Тот, кто воспел и благоустроил Тарусу
Мы по-прежнему под впечатлением от этого древнего города, куда завела нас судьба из Ростова-на-Дону в нашем желании открывать Россию. Пока ты знаешь о каком-то месте лишь понаслышке, оно для тебя не является близким, но когда узнаёшь его, кажется, что проживаешь … Читать далее
Мы по-прежнему под впечатлением от этого древнего города, куда завела нас судьба из Ростова-на-Дону в нашем желании открывать Россию.
Пока ты знаешь о каком-то месте лишь понаслышке, оно для тебя не является близким, но когда узнаёшь его, кажется, что проживаешь ещё одну жизнь.
...Тихое полусельское кладбище с рядами могилок средь огромных сосен и берёз. Высокий берег реки Таруска. И здесь, на этом берегу, под огромным тёмным крестом и поросшим мхом могильным камнем, лежит Константин Паустовский.
Его четырежды номинировали на Нобелевскую премию. Надо, наверное, было, "подсуетиться", но Константин Георгиевич за себя не старался стоять - его и так признавал, им восхищался весь мир.
В 1964 году Марлен Дитрих в рамках своего мирового турне приехала с концертами в Советский Союз.
Не успев сойти с трапа самолёта, эта великая немецкая и американская актриса и певица заявила о своём желании встретиться с Константином Паустовским. На вопрос о том, что бы она хотела увидеть в первую очередь, актриса ответила: «Я бы хотела познакомиться с Паустовским. Это моя давняя мечта».
Актриса честно призналась перед публикой в том, что Паустовский является её любимым писателем. В своё время рассказ «Телеграмма» Паустовского произвела такое впечатление, что «ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть».
Экскурсовод в доме-музее Паустовского рассказала, что в то время писатель лежал в московской клинике - астма, несколько инфарктов... Ему сказали о желании Дитрих. Несмотря на возражения докторов, Паустовский всё же пошёл на концерт. высидел его до конца - его пригласили на сцену. И когда Дитрих сказали, кто перед ней, Марлен встала перед Паустовским на колени! Фотография эта облетела весь мир - вы без труда можете найти её в интернете.
Ну, это так - маленький штрих к портрету великого человека...
Паустовский долго выбирал себе место, где мог бы поселиться. Климат воспетого им Мещерского края перестал подходить для измученного астмой организма. Климат Тарусы оказался чем-то сродни крымскому - доктора одобрили выбор. Так писатель поселяется здесь. Сначала снимает жильё, потом покупает часть дома - фактически на окраине городка.
Здесь провёл Паустовский, возможно, лучшие годы своей жизни...
У него гостили многие. А его зять Владимир Железников, чья комната специально была обустроена в доме, именно здесь написал свою знаменитую повесть «Чучело», фильм по которой с Юрием Никулиным и Кристиной Орбакайте в главных ролях, видел, наверное, каждый.
Паустовский сделал для Тарусы столько, что местные жители до сих пор вспоминают о нём с благоговением. Вторая половина двадцатого века - а здесь не было ни центрального водопровода, ни электричества. И лишь благодаря авторитету писателя во властных кругах всё это появилось здесь - и город начал развиваться.
Паустовский, несмотря на аллергию, очень любил животных. Коты всегда оставались для Константина Георгиевича неизменными друзьями по рыбной ловле. Так уж повелось - первая рыбка - котику. И в музее есть фотография, где писатель вместе с котом что-то делает в огороде. Никогда не поверите - кот помогал Паустовскому копать червей для рыбалки!
Ну что, вспомнили знаменитого «Кота-ворюгу», потерявшего всякую совесть? так мог написать о животном только человек, который бесконечно любил...
Когда-то Паустовский начал подкармливать соседского пса-дворняжку, которого дома не жаловали. Есть легенда, что хозяйка привела этого пса и сказала» Кормишь его - вот и забирай!»
Так и стоят они вдвоём, отлитые в бронзе, на высоком берегу величественной Оки...
Неподалёку от дома писателя есть заветное место - Ильинский омут.
Паустовский писал о нём так:
«Поверьте мне, – я много видел просторов под любыми широтами, но такой богатой дали, как на Ильинском омуте, больше не видел и никогда, должно быть, не увижу.
Это место по своей прелести и сиянию простых полевых цветов вызывает в душе состояние глубочайшего мира и вместе с тем странное желание: если уж суждено умереть, то только здесь, на слабом этом солнечном припеке, среди этой высокой травы.
...Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца».
Так он и лежит там - над вечным покоем своей большой Родины, которую он воспел в своих произведениях и которую бесконечно любил и заставил по-иному увидеть и восхититься ею всех нас...